Действующее законодательство
Принятый в 2002 году Закон РФ "О техническом регулировании" ввел добровольность применения стандартов на территории России, оставив обязательными для исполнения требования по:
- защите жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
- предупреждению действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
- обеспечению энергетической эффективности.
Обязательность требований по энергетической эффективности и возможность применения на территории России международных стандартов были введены в июле 2009 г.
Принятый в ноябре 2009 г. Закон "Об энергосбережении и повышении энергетичекой эффективности" определил обязательность соблюдения требований энергоэффективности в период до принятия технических регламентов.
Проблемы
Действовавшая в СССР система стандартизации была довольно эффективна для народного хозяйства. Совокупность национальных, отраслевых стандартов, технических условий позволяла достаточно гибко формулировать требования к продукции. Государство в лице органов стандартизации исполняло функцию представителя потребителя. Теоретически потребитель продукции мог оказывать воздействие на госорганы в части формирования требований к потребительским качествам продукции. Но на практике Потребитель был исключен из контура управления производством как по части качества, так и в части определения потребительских свойств.
В 2002 году задумывалось, что отмена обязательности исполнения стандартов исполнения потребительских свойств продукции подхлестнет конкуренцию и повысит конкурентоспособность отечественной продукции. А государство через техническое регулирование присмотрит за тем, что бы продукция не была опасной, что бы потребителя не вводили в заблуждение относительно ее качеств и чтобы эта продукция потребляла поменьше энергии. Предполагалось, что для этого будет достаточно принять около 500 технических регламентов, а в остальном поставщик и потребитель должны разобраться между собой на рынке самостоятельно.
Но за прошедшие годы было принято всего 11 регламентов, отражающих требования безопасности, до энергоэффективности руки не дошли. В общем, дело не пошло, задумка провалилась.
Законом о техническом регулировании был отменен закон "О стандартизации". Принятие новых стандартов было заблокировано этим же законом. Производители товаров и услуг оказались перед выбором: или действовать по устаревшим ГОСТам и СНиПам, или работать по техническим условиям. Но Потребитель сегодня стал грамотнее и, не имея возможности проверить и понять, что там написано в ТУ, предпочитает ориентироваться на отмененные стандарты, заставляя производителя поступать так же. В общем, почти замкнутый круг, выход из которого - доверие европейскому качеству, которое подерживается международной системой стандартизации.
Перспективы стандартизации
Понимая сложившуюся почти тупиковую ситуацию, Президент России внес в Государственную Думу законопроект с поправками в Закон "О техническом регулировании".
Законопроектом предусматриваются следующие изменения в сфере технического регулирования:
- законодательное закрепление возможности признания и заимствования лучших мировых стандартов в целях их применения в Российской Федерации;
- введение двух режимов технического регулирования, один из которых основан на требованиях российских стандартов, другой – на требованиях иностранных технических регламентов (директив) и стандартов. Предприятие вправе заявить о том, по каким стандартам оно собирается работать;
- расширение полномочий Правительства Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию по формированию современной нормативно-правовой базы в области технического регулирования.
Для обеспечения такого подхода расширяются полномочия сохранившихся органов стандартизации по доработке отечественных стандартов и приведению их в соответствие с международными стандартами и правилами. Кроме того, упрощается порядок принятия технических регламентов. Регламенты теперь будут приниматься уполномоченным органом исполнительной власти путем голосования экспертной комиссией. То есть на новой основе практически возвращается прежний порядок принятия стандартов.
Выводы и предположения
Принятое направление на модернизацию страны и развитие рыночных институтов промедления не терпит. Рынок уже изменил страну и статус потребителя. Сегодня никому в голову не придет задаваться вопросами содержимого западных стандартов на бытовую технику и автомобили. Бренд "европейское качество" одержал верх над ГОСТами.
Ориентируясь на импорт, Потребитель разрешает ситуацию вполне справедливо. Это означает, что отечественный производитель будет вынужден сделать трудный для себя выбор. Либо работать по существующим стандартам, полагаясь на авось, либо принять правила игры, устраивающие потребителя.
Законопроект, внесенный Президентом не дает возможности принятия зарубежного или российского стандарта частично. Или - или. Но в наших стандартах показатели энергоэффективности, мягко говоря, отсутствуют, а зарубежных эти показатели обязательны.
Поэтому с принятием Правительством требований по энергоэффективности к 1 мая 2010 года (в соответствии с принятым законом "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" информирование потребителя о классе энергоэффективности продукции обязательно) многие товаропроизводители будут обязаны сделать необходимый стране выбор. Очевидно, что такой выбор будет стимулировать технологическое переоснащение и модернизацию.