« Мотивация к энергосбережению в промышленности. C примером. »

Можно перефразировать известную поговорку: "Наличие кадров решает многое, а их отсутствие решает все". Намерение повысить энергоэффективность должно быть у каждого работника, а не только у руководства предприятия.

В новом Законе "Об энергосбережении..." не приведено понятие "мотивация энергосбережения", хотя смысл и цель являются основными категориями для мотивации любого вида деятельности. В то же время и смысл и цель - это отправные точки для менеджмента вообще и для энергетического менеджмента в частности.

ГОСТ Р ИСО 9001-2001 "Системы менеджмента качества. Требования" в общем виде описывает все процедуры не только управления качеством, но и качественного менеджмента. Поэтому сложившаяся практика энергосбережения вполне укладывается в категории ГОСТ Р ИСО 9001-2001.
В состав этих категорий входят:

  • заявленная политика в сфере деятельности. В части энергосбережения это, очевидно, достижение запланированного уровня энергоэффективности;
  • заявление состава целевых показателей энергоэффективности в целом по предприятию и в отдельности для подразделений;
  • выделение энергосбережения в отдельный процесс управления, определение процедур энергосбережения и повышения энергоэффективности, документирование их планирования и исполнения;
  • планирование энергосбережения и повышения энергоэффективности;
  • управление персоналом, связанным с организацией энергосбережения, вовлечение всего персонала в повышение энергоэффективности и его мотивация;
  • постоянный анализ энергоэффективности производства в целом и по подразделениям со стороны руководства;
  • управление ресурсами, направляемыми на повышение энергоэффективности;
  • мониторинг исполнения программ повышения энергоэффективности, корректирующие действия при последующем планировании энергосбережения.

Энергосбережение - продукт творческий, как сейчас принято говорить креативный. Люди по сути своей склонны к соревнованию и стремятся к признанию. Поэтому в части мотивации не все определяется материальным стимулированием. Не менее важны моральные факторы и возможности самореализации.

Пример эффективной мотивации

В этом отношении показателен пример организации энергосбережения и мотивации персонала на автомобильном производстве внедорожников - заводе Land Rover.

До введения на предприятии системы управления энергосбережением руководство уделяло значительное внимание энергетическому менеджменту и энергосбережению как одной из функций управления использованием энергоресурсов. На предприятии уже были внедрены такие энергоэффективные решения как мини-ТЭЦ с газовой турбиной и котлом-утилизатором отводимого тепла, АСКУЭ, электронная система управления энергоресурсами, автоматизированное управление систем отопления и кондиционирования, обеспечен коммерческий и поцеховый учет энергоресурсов. То есть технический мониторинг и управление расходом энергоресурсов осуществлялись в полном объеме. По российским меркам работа в этом отношении была поставлена образцово.

Тем не менее, руководство предприятия пришло к выводу, что далеко не все возможности повышения энергоэффективности реализованы. Имеются существенные возможности в сокращении издержек на приобретение энергетических ресурсов за счет привлечения к повышению энергоэффективности всего персонала предприятия. То есть при всем том идеальном в нашем понимании порядке с энергопользованием, за счет дополнительной мотивации персонала можно достичь большей энергоэффективности без ущерба производству.

В результате система управления энергосбережением и повышением энергоэффективности применительно к мотивации персонала на снижение издержек и повышение эффективности приобрела следующий вид.

Базовый модуль

Принятие целевых показателей энергоэффективности по предприятию и подразделениям. Периодическое обновление целевых показателей. Сами показатели энергоэффективности соотносятся с данными учета выпускаемой продукции.
Система целевого энергетического мониторинга, включающая в себя:

  • Данные по учету расхода энергоресурсов по подразделениям и предприятию в целом. Составляются еженедельно.
  • Текущие показатели отклонений реального потребления от целевых показателей;
  • Корреляционный анализ зависимостей потребления энергоресурсов от целевых показателей.

Программа повышения мотивации и осведомленности персонала

  • создание энергогруппы предприятия по вопросам повышения энергоэффективности из руководителей предприятия и подразделений. Руководитель группы - главный инженер;
  • издание методической брошюры по способам энеергосбережения применительно к специфике предприятия и способам энергосбережения в быту;
  • объявление конкурса для работников предприятия на предложение проектов повышения энегоэффективности;
  • открытая публикация отчетов системы целевого энергомониторинга в информлистках и на электронных панелях;
  • создание локальных энергогрупп повышения энергоэффективности в подразделениях предприятия;
  • проведение еженедельных локальных энергоаудитов силами работников предприятия;
  • выделение подразделений и работников, достигающих наилучших показателей в повышении энергоэффективности;
  • анализ в энергогруппе предложений, поступивших на конкурс проектов повышения энергоэффективности;
  • популяризация опыта повышения энергоэффективности и лучших предложений, поступивших на конкурс;

При наложении приведенного примера на укрупненный состав требований ГОСТ Р ИСО 9001-2001 видно, что в своей основе система управления энегосбережением и повышением энергоэффективности соответствует основным показателям системы менеджмента качества.

Результаты

При уровне затрат на реализацию оргмероприятий по мотивации персонала 0,7$ на одного работника, экономический эффект составил 97$ на одного работника. Т.е окупаемость затрат на проведение мероприятий по мотивации персонала составила 3 дня!

Хотелось бы подчеркнуть, что организационные мероприятия по мотивации персонала проводились при наличии технических средств учета энергоресурсов на предприятии и в подразделениях, а так же при налаженной системе мониторинга эффективности использования энергоресурсов. На российских предприятиях это как правило "не завершено". Именно этот факт объясняет причину того, что энергоэффективность выпуска продукции на наших предприятиях в 3-4 раза ниже, чем на аналогичных производствах за рубежом. Именно этот путь нам придется пройти не за 20 лет, на которые мы отстали, а всего лишь в течение 4-5 лет. Таковы условия выживания на рынке.

А что касается мотивации персонала, так может быть это как раз то, с чего необходимо начать для реинвестирования полученной экономии в совершенствование технического оснащения энергохозяйства предприятия.

Пользователь

Пароль

ЗакрытьОчистить