« Энергосбережение. Сбербанк и Теплоком помогут сберечь 2 миллиарда рублей жителям Мурманской области »

Масштабные вложения в энергосбережение неизбежны исходя из положений закона «Об энергосбережении» (261-ФЗ), но считаются невозможными в связи с отсутствием бюджетного финансирования. Так ли это? Мурманская область – исключение из «правила»?

Наше взаимодействие с Мурманском - один из первых вариантов успешного сотрудничества властей региона с возможными инвесторами, готовыми вкладывать средства в исполнение 261-го закона. Насколько я знаю, руководство области рассматривало различные варианты исполнения 261-ФЗ. Однако большинство предложений оказались для Мурманска слишком растянутыми по времени и дорогими для населения. К тому же они предполагали всего лишь буквальное исполнение закона: установку общедомовых узлов учета тепла и воды в многоквартирные дома — не более того. «Теплоком» оказался единственным, кто предложил комплексный и перспективный подход к решению проблемы, увязанный при этом с приемлемыми финансовыми решениями.

В чем суть проекта?

В Заполярье в рамках пилотной программы по энергосбережению "Экономичный дом" будут реконструированы системы теплоснабжения в многоквартирных домах (МКД). В 2012-м году работы будут проведены в тысяче МКД в Мурманске и Североморске. В тех домах, собственники квартир в которых подадут заявку на участие в проекте, будут установлены современные теплопункты, комплект приборов учета и автоматические терморегуляторы. Система тепло- и горячего водоснабжения из открытой будет превращена в закрытую.

Речь идет не обо всей Мурманской области, а о Мурманске и Североморске. Почему только эти города?

Для того, чтобы предпринять какие-то шаги по энергосбережению, необходимо иметь точку отсчета, дать которую может только энергоаудит. Однако в большинстве регионов страны энергоаудит пока, скажем мягко, неактуален, в том числе в силу дороговизны инструментального обследования зданий. В Мурманской области удалось начать именно с него. Впервые получилось провести энергоаудит в рамках целого города, и это был Североморск, застройка которого в общем-то характерна для всего региона. Уже готовы предложения о дальнейшем подключении к проекту еще семи муниципальных образований области, открыты двери и остальным. Все зависит от желания жителей.

На каждый дом по итогам энергоаудита был составлен паспорт с рекомендацией конкретных мероприятий по энергосбережению, установлены классы энергопотребления. В дальнейшем такая же работа предстоит на каждом объекте области, с которым мы будем работать. Параллельно с этим был составлен план собственных инвестиций — в том числе через развитие системы энергосервисных услуг, эффективность которых наши партнеры смогут оценить после установки общедомовых узлов учета тепла.

Вы упоминали про комплексный подход. Но зачем он нужен, если первоочередная задача — установка узлов учета тепла? Ведь все дополнительные предложения ведут к удорожанию работ по каждому конкретному дому...

Сам по себе прибор учета не экономит энергоресурсы и соответственно средства. Он лишь фиксирует полученный объем. Оптимальным является подход, который позволит жителям существенно экономить и при установке узлов учета, и в ходе дальнейшей эксплуатации инженерных систем и дома в целом.

Так, в Мурманской области огромной проблемой является качество горячей воды, поступающей в дома по магистральным трубопроводам. Переоборудование открытой системы отопления и ГВС в независимую позволяет исключить поступление потребителям воды, подаваемой в жилые дома ресурсоснабжающей организацией. В зданиях будут оборудованы теплообменники, за счет которых будет обеспечена замкнутая циркуляция теплоносителя. Благодаря этому в систему теплоснабжения и ГВС будет поступать только вода, обладающая оптимальными характеристиками.

Технология переоснащения домов опробована в Приморском районе Петербурга. Однако реконструкция сама по себе затратна. Экономический эффект она дает только при одновременной установке общедомового узла учета. Системы в Приморском районе Петербурга работают уже несколько лет и дают прекрасные результаты. Кстати, собственникам квартир и управляющим организациям это выгодно еще и из тех соображений, что исключаются перепады температуры в системах, горячая вода подается практически питьевого качества, трубы и радиаторы не засоряются и служат гораздо дольше нормативных сроков, и так далее. То есть жители получают новое качество жизни.

И за это жители вынуждены будут заплатить из своего кармана? Ведь инвестиции со стороны «Сбербанка» и «Теплокома» предполагают быстрый возврат средств и прибыль...

Закон 261-ФЗ обязывает собственников квартир в МКД установить до 1 июля 2012 года общедомовые узлы учета тепла и воды за свой счет. Однако у граждан нет на это ни денег, ни желания. В рамках нашего проекта жителям не придется вносить какие-то дополнительные суммы. Их платежи за коммунальные услуги останутся прежними. Возврат средств, вложенных инвесторами, предусмотрен за счет экономии, которая появится в результате реконструкции инженерных систем и установки узлов учета. Разница между начисленным нормативом и фактическим потреблением дома пойдет не только на погашение стоимости установленного оборудования, но и на модернизацию оборудования.

Все этапы реализации проекта — а он рассчитан на срок от трех до пяти лет, в зависимости от конкретного здания и населенного пункта - детально проработаны по части финансирования. При этом наша схема финансирования сулит значительную бюджетную экономию, хотя, как мы помним, источник финансирования 261-го закона — внебюджетные средства. Дело в том, что в Мурманской области основное топливо для котельных — мазут, отопительный сезон — 9-10 месяцев. Тепло получается весьма дорогим. Бюджеты области и муниципалитетов вынуждены выделять значительную часть средств на субсидирование - как прямое, гражданам, так и косвенное — генерирующим организациям. А также вкладывать значительные средства в закупку мазута. И все равно 50-60% сумм в коммунальных платежках — затраты на отопление. В результате исполнения нашего проекта затраты на эти цели возможно будет сократить примерно на треть. В дальнейшем в той же степени могут быть сокращены и платежи населения.

К тому же рамки нашего проекта шире, чем переоборудование отдельных МКД. К этому добавлена удаленная диспетчеризация объектов, что резко снижает эксплуатационные затраты и дает возможность погодного регулирования теплопотребления, причем как с установкой автоматики (что дорого), так и без нее. Диспетчеризация также отработана в ряде регионов страны. При этом предложенные нами решения совместимы с любыми узлами учета, зарегистрированными в России, не только с теми, которые предлагает «Теплоком» - и в этом также существенное преимущество для потребителя.

Как будут использоваться сэкономленные жителями деньги? Смогут ли собственники проконтролировать правильное использование своих средств?

Часть коммунальных платежей — а они, напомню, не увеличатся - пойдет на возврат инвестиций, остальное — по усмотрению собственников квартир. Решения должны приниматься на общих собраниях. Контроль со стороны жителей предусмотрен полный и ежемесячный. Жители будут видеть все суммы в ежемесячных квитанциях за оплату ЖКХ - в едином платежном документе (ЕПД). Кроме того, каждый общедомовой узел учета тепла будет подключен к веб-интерфейсу. Любой собственник квартиры сможет войти в свой «личный кабинет» и посмотреть, какой объем ресурса он сэкономил за отчетный период, на какие мероприятия были направлены сэкономленные средства. Если в квартирах появятся индивидуальные приборы учета тепла, право контроля будет распространено и на них.

В целом проект «Экономичный дом» позволяет создать новую схему финансовых взаимодействий органов местной власти, собственников многоквартирных домов, исполнителей коммунальных услуг - управляющих и ресурсоснабжающих организаций. Это поможет снизить финансовую нагрузку на собственников квартир и выйти на новый уровень энергоэффективности в ЖКХ региона в целом.

Пользователь

Пароль

ЗакрытьОчистить