« Об организации энергосбережения за рубежом и российские реалии. Часть I »

Незаметно прошло 2 года с момента принятия Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Срок в принципе небольшой, но вполне достаточный, чтобы сделать хотя бы предварительные выводы о том, как развивается энергосбережение в нашей стране.

Безусловно, Закон дал новый импульс развитию энергосбережения и сегодня мы наблюдаем достаточно бурный процесс в этой области. За это время вышло в свет Постановлений Правительства РФ и прочих распорядительных документов, посвященных вопросам энергосбережения больше, чем за все предыдущие годы, все торговые площадки пестрят предложениями по конкурсному отбору исполнителей на проведение энергетических обследований, реализацию энергосберегающих мероприятий. Бурно обсуждаются результаты многочисленных энергосберегающих проектов и программ энергосбережения, заработала огромная сеть энергоаудиторских компаний, объединенных в систему саморегулируемых организаций, всерьез заговорили об энергосервисных контрактах. Казалось бы, налицо реально запущенный, можно сказать необратимый процесс, направленный на реализацию важнейшей государственной задачи – снизить к 2020-му году энергоемкость ВВП на 40%. И все-таки присутствует какой-то неприятный осадок, который не дает в полной мере расцвести здоровому оптимизму по поводу успешного развития энергосбережения в нашей стране. Поводом для этого служит отсутствие логики и последовательности в выстраиваемом процессе и потому от всего происходящего отдает пустой «кампанейщиной» и формализмом. И если внимательно присмотреться к процессу, то можно увидеть, что он скорее напоминает бег в колесе - движение быстрым темпом, но на месте, то есть в «никуда».

В чем главная причина в таком смелом и на первый взгляд бездоказательном утверждении? Ведь процесс все-таки идет и многие регионы уже давно, даже задолго до выхода принятого закона, отчитывались серьезными успехами в области энергосбережения. Для этого необходимо пройтись с комментариями по принятому закону в целом и об отдельных ее главах, но предварительно стоит немного углубиться в историю пятнадцатилетней давности, когда вышел в свет предыдущий Федеральный Закон №28-ФЗ от 3 апреля 1996 года «Об энергосбережении». Тот Закон, также как и нынешний, вызвал в обществе широкий интерес к теме энергосбережения и стал первой ласточкой в развитии законодательной базы в области энергосбережения. Следом за ним стали приниматься региональные законы об энергосбережении, было принято несколько распорядительных документов на уровне Правительства Российской Федерации, к 2000-му году было выпущено пять первых ГОСТов, Указом Президента РФ был определено ведомство, ответственное за эффективное использование топливно-энергетических ресурсов – Министерство топлива и энергетики РФ.

Когда разрабатывался первый закон, то в тот период возникла дилемма: или документ становится законом прямого действия, конкретным и рабочим, но при этом вступает в противоречие с действующим законодательством, или он полностью соответствует действующему законодательству, но при этом полностью теряет конкретику и приобретает форму «рамочного» документа. Одержал верх второй вариант. Поэтому этот документ ничего не выражал и, по сути, с первого момента подвергся суровой критики. Единственное конкретное, что было в этом законе, это обязательные энергетические обследования энергоемких потребителей энергоресурсов (годовое потребление свыше 6 тысяч тонн условного топлива) и обязательный учет всех видов энергоресурсов на всех стадиях добычи, транспортировки, переработки, преобразования, распределения и потребления – до 2000 года. Собственно говоря, эти две темы в основном и развивались в нашей стране в конце 90-х и начале 2000-х годов.

Что касается самого процесса энергосбережения, то здесь акцент делался на энергоэффективные технологии и мероприятия. Они делились на три основные группы: беззатратные или малозатратные с незначительным сроком окупаемости, мероприятия со средним сроком окупаемости и мероприятия высокозатратные с длительным сроком окупаемости. Сомнений в том, что быстроокупаемые мероприятия будут успешно внедряться, ни у кого не вызывало, поэтому было объявлено, что это является выгодным и привлекательным бизнесом и стали ожидать серьезных масштабных процессов в развитии энергосбережения. Сказать, что в стране совсем ничего не происходило нельзя, какие то направления развивались, стала появляться на рынке энергоэффективная продукция зарубежного производства, появилась отечественная продукция, заработали энергоаудиторские компании, появились первые энергосервисные компании (ЭСКО).

Лозунг, провозглашенный о том, что энергосбережение является выгодным и привлекательным бизнесом, на самом деле оказался мифом и многие компании, пытавшиеся развивать свою деятельность на рынке энергосервисных услуг, вынуждены были отказываться от этого направления. Причина во всем этом одна: энергосбережение внедрялось в жизнь путем исключительно административными рычагами, а такими методами устойчивый спрос на услуги энергосервиса создать не возможно. Поэтому процесс энергосбережения постепенно стал угасать, а когда прошла административная реформа и административный рычаг, влиявший на это направление, в лице органов Госэнергонадзора был реорганизован, вместе с ним тут же была забыта на долгие годы тема энергосбережения. Причина тому одна – не был сформирован устойчивый спрос на услугу под названием «экономия энергоресурсов».

Закон №261-ФЗ повторяет ошибку предыдущего. Авторы этого закона видимо решили, что можно как в добрые советские времена добиваться чего - либо одними призывами. Рассчитывать на то, что их подхватят и воплотят в жизнь только потому, что их провозгласили в законе, крайне легкомысленно. Чтобы в полной мере оценить ошибочность выбранного пути, стоило бы обратиться к опыту зарубежных стран.

 

Об организации энергосбережения за рубежом

Энергосбережение как отдельное направление деятельности сформировалось в Западной Европе в семидесятые годы, под воздействием энергетического кризиса, который охватил Западный мир в 1973 году и вызвал серьезную экономическую нестабильность на многие годы. Несколько лет потребовалось на то, чтобы изучить проблему и найти правильный путь решения. Выйти из кризиса удалось только ко второй половине 1980-х гг., когда стали активно внедряться технологии и экономические механизмы, позволяющие снизить потребление нефти и традиционных энергоносителей за счет внедрения энергоэффективных технологий и альтернативных видов энергии. То есть развитию такого вида деятельности как «энергосбережение» послужила не просто объективная причина, а скорее даже острая необходимость. Поэтому и развивалось энергосбережение как продуманный, реально осуществляемый процесс, а протекать процесс стабильно и реально мог только на принципах разумного сочетания жестких требований и регламентов, запретительных мер, штрафов с одной стороны, и мощных экономических стимулов с другой стороны. Именно грамотное манипулирование этими рычагами позволили Западным странам добиться желаемых результатов: развить индустрию энергосберегающих технологий, создать устойчивый спрос на эти технологии и сделать так, чтобы в сознании граждан энергосбережение стало нормой жизни, что экономить энергию и выгодно, и престижно, и это соответствует общепринятой гражданской позиции.

Я не буду делать акцент на мерах административного воздействия, хотя это очень важный аспект, он сам по себе имеет огромное значение и всегда присутствует в политике энергосбережения ведущих стран. Хочется сосредоточиться на другом, на экономических стимулах, которые в нашем случае имеют ключевое значение. Ключевое потому, что нужно рассмотреть и учесть один, принципиально важный момент. Дело в том, что большинство стран Западной Европы, за редким исключением, являются импортерами топлива. Если сравнивать цены на газ для конечного потребителя на нашем внутреннем рынке с ценой газа для конечного потребителя в Западной Европе, то разница составит примерно в 10 раз для бытовых потребителей и 6-7 раз для промышленных (таблицы 1 и 2). Но даже при таких ценах на топливо, когда экономическая мотивация к экономии энергоресурсов в разы выше чем у нас, в этих странах, тем не менее, применяется широкий спектр экономических стимулов. Вероятнее всего в странах Запада, где, как известно хорошо умеют считать деньги, пришли к однозначному выводу о том, что без дополнительной мотивации трудно было бы рассчитывать на серьезный успех.

 

 

Таблица 1

Какую цену европейский потребитель платит за использование газа и электричества?

В представленных ниже сравнительных таблицах показано, сколько владельцы жилого имущества платят за потребленную ими энергию.

Списки приведены по принципу «от менее к более дорогим странам ЕС».

Потребление электричества

 

Потребление газа

1 евро за кВт/ч электричества

Потребление 3500 кВт/ч ежегодно (30% в ночное время)

 

1 евро за кВт/ч электричества

Потребление 7500 кВт/ч ежегодно (30% в ночное время)

 

1 евро за кВт/ч газа

Потребление 15,000 кВт/ч ежегодно (1,380 м3 газа)

 

1 евро за кВт/ч газа

Потребление 30,000 кВт/ч ежегодно (2,760 м3 газа)

Средняя стоимость в евро за 1 кВт/ч за электричество, потребляемое владельцами жилого имущества, включая налоги и пошлины.

Данные действительны на июль 2009 г.

 

Средняя стоимость в евро за 1 кВт/ч за электричество, потребляемое владельцами жилого имущества, включая налоги и пошлины.

Данные действительны на июль 2009 г.

 

Средняя стоимость в евро за 1 кВт/ч за потребление газа владельцами жилого имущества, включая налоги и пошлины.

Данные действительны на июль 2009 г.

 

Средняя стоимость в евро за 1 кВт/ч за электричество, потребляемое владельцами жилого имущества, включая налоги и пошлины.

Данные действительны на июль 2009 г.

Австрия

0,1705

 

Австрия

0,1436

 

Австрия

0,0715

 

Австрия

0,0600

Бельгия

0,1722

 

Бельгия

0,1492

 

Бельгия

0,0608

 

Бельгия

0,0440

Болгария

0,0739

 

Болгария

0,0701

 

Болгария

0,0287

 

Болгария

0,0328

Кипр

0,1462

 

Кипр

0,1336

 

Кипр

нет данных

 

Кипр

нет данных

Чешская Республика

0,1142

 

Чешская Республика

0,0857

 

Чешская Республика

0,0402

 

Чешская Республика

0,0360

Дания

0,2671

 

Дания

0,2325

 

Дания

0,1173

 

Дания

0,1216

Эстония

0,0815

 

Эстония

0,0727

 

Эстония

0,0279

 

Эстония

0,0280

Финляндия

0,1235

 

Финляндия

0,0984

 

Финляндия

0,1072

 

Финляндия

0,1104

Франция

0,1319

 

Франция

0,1183

 

Франция

0,0677

 

Франция

0,0504

Германия

0,2125

 

Германия

0,2010

 

Германия

0,0850

 

Германия

0,0656

Греция

0,0798

 

Греция

0,0870

 

Греция

0,0289

 

Греция

0,0278

Венгрия

0,1445

 

Венгрия

0,1373

 

Венгрия

0,0420

 

Венгрия

0,0400

Ирландия

0,1814

 

Ирландия

0,1524

 

Ирландия

0,1074

 

Ирландия

0,1075

Италия

0,2554

 

Италия

0,2213

 

Италия

0,0730

 

Италия

0,0688

Латвия

0,0798

 

Латвия

0,0738

 

Латвия

0,0294

 

Латвия

0,0272

Литва

0,0848

 

Литва

0,0798

 

Литва

0,0329

 

Литва

0,0264

Люксембург

0,1840

 

Люксембург

0,1792

 

Люксембург

0,0623

 

Люксембург

0,0392

Мальта

0,1016

 

Мальта

0,1190

 

Мальта

нет данных

 

Мальта

нет данных

Нидерланды

0,2377

 

Нидерланды

0,2334

 

Нидерланды

0,0472

 

Нидерланды

0,0470

Польша

0,1369

 

Польша

0,1236

 

Польша

0,0467

 

Польша

0,0416

Португалия

0,1638

 

Португалия

0.1341

 

Португалия

0,0675

 

Португалия

0,0520

Румыния

0,1260

 

Румыния

0,1130

 

Румыния

0,0353

 

Румыния

0,0368

Словакия

0,1747

 

Словакия

0,1273

 

Словакия

0,0457

 

Словакия

0,0440

Словения

0,1235

 

Словения

0,1042

 

Словения

0,0544

 

Словения

0,0512

Испания

0,1336

 

Испания

0,1140

 

Испания

0,0624

 

Испания

0,0520

Швеция

0,1873

 

Швеция

0,1832

 

Швеция

0,1202

 

Швеция

0,1216

Соединенное Королевство

0,1376

 

Соединен. Королевство

0,1285

 

Соединен. Королевство

0,0418

 

Соединенное Королевство

0,0408

 

Из таблицы следует, что стоимость 1000 м3 газа для бытовых потребителей в 2009 году колебалась от 303 Евро для Эстонии до 1300 Евро для Швеции, в то время как в России в это время газ стоил 1990 рублей или примерно 50 Евро.

Таблица 2

Какую цену европейский промышленный сектор платит за потребление энергии?

В представленных ниже сравнительных таблицах приведена средняя стоимость газа и электричества для индустриального сектора.

Списки приведены по принципу «от менее к более дорогим странам ЕС».

Потребление электричества

 

Потребление газа

1 евро за кВт/ч электричества

Потребление 2000 мВт/ч ежегодно

 

1 евро за кВт/ч электричества

Потребление 24000 мВт/ч ежегодно

 

1 евро за кВт/ч газа

Потребление 115 мВт/ч ежегодно (10,550 м3 газа)

 

1 евро за кВт/ч газа

Потребление 11,5 ГВт/ч ежегодно (1,05 млн. м3 газа)

Максимальная нагруз-ка 500 кВт, ежегодная нагрузка 4000 ч. Люк-сембург: 50% снижения мощности в часы максимума нагрузки, включая налоги и пошлины.

Данные действительны на июль 2009 г.

 

Максимальная нагруз-ка 4000 кВт, ежегодная нагрузка 6000 ч. Люк-сембург: 50% снижения мощности в часы максимума нагрузки, включая налоги и пошлины.

Данные действительны на июль 2009 г.

 

Средняя стоимость в евро за 1 кВт/ч за потребление газа, включая налоги и пошлины.

Данные действительны на июль 2009 г.

 

Средняя стоимость в евро за 1 кВт/ч за потребление газа, включая налоги и пошлины.

Данные действительны на июль 2009 г.

Австрия

0,1230

 

Австрия

0,1023

 

Австрия

0,0375

 

Австрия

0,0346

Бельгия

0,1259

 

Бельгия

0,1026

 

Бельгия

0,0283

 

Бельгия

0,0217

Болгария

0,0670

 

Болгария

0,0642

 

Болгария

0,0159

 

Болгария

0,0172

Кипр

0,1397

 

Кипр

0,1320

 

Кипр

Нет данных

 

Кипр

Нет данных

Чешская Республика

0,0986

 

Чешская Республика

0,0866

 

Чешская Республика

0,0230

 

Чешская Республика

0,0212

Дания

0,1293

 

Дания

0,1248

 

Дания

0,0506

 

Дания

0,0235

Эстония

0,0698

 

Эстония

0,0488

 

Эстония

0,0154

 

Эстония

0,0158

Финляндия

0,0753

 

Финляндия

0,0703

 

Финляндия

0,0876

 

Финляндия

0,0277

Франция

0,0765

 

Франция

0,0663

 

Франция

0,0313

 

Франция

0,0251

Германия

0,1389

 

Германия

0,1273

 

Германия

0,0405

 

Германия

0,0379

Греция

0,0864

 

Греция

0,0725

 

Греция

0,0201

 

Греция

0,0199

Венгрия

0,1270

 

Венгрия

0,1105

 

Венгрия

0,0290

 

Венгрия

0,0336

Ирландия

0,1394

 

Ирландия

0,1339

 

Ирландия

0,0403

 

Ирландия

0,4010

Италия

0,1707

 

Италия

0,1401

 

Италия

0,0343

 

Италия

0,0277

Латвия

0,0675

 

Латвия

0,0567

 

Латвия

0,0189

 

Латвия

0,0175

Литва

0,0706

 

Литва

0,0690

 

Литва

0,0204

 

Литва

0,0200

Люксембург

0,1151

 

Люксембург

0,1109

 

Люксембург

0,0262

 

Люксембург

0,0265

Мальта

0,1029

 

Мальта

0,0674

 

Мальта

Нет данных

 

Мальта

Нет данных

Нидерланды

0,1338

 

Нидерланды

0,0918

 

Нидерланды

0,0469

 

Нидерланды

0,0325

Польша

0,0831

 

Польша

0,0751

 

Польша

0,0285

 

Польша

0,0262

Португалия

0,0986

 

Португалия

0,0880

 

Португалия

0,0300

 

Португалия

0,0212

Румыния

0,1285

 

Румыния

0,0976

 

Румыния

0,0256

 

Румыния

0,0263

Словакия

0,1264

 

Словакия

0,1150

 

Словакия

0,0212

 

Словакия

0,0202

Словения

0,0987

 

Словения

0,0888

 

Словения

0,0313

 

Словения

0,0262

Испания

0,0882

 

Испания

0,0761

 

Испания

0,0297

 

Испания

0,0224

Швеция

0,0689

 

Швеция

0,0604

 

Швеция

0,0384

 

Швеция

0,0343

Соединенное Королевство

0,1249

 

Соединен. Королевство

0,0990

 

Соединен. Королевство

0,0395

 

Соединенное Королевство

0,0358

Информация с сайтаhttp://energyfuture.ru

Характерно отметить, что цена на газ для промышленных потребителей практически во всех странах в 2-3 раза ниже, чем для бытовых.

Несколько примеров из практики некоторых стран.

Дания.

В настоящее время Дания является государством с самой высокой степенью централизации систем теплоснабжения. Более 60% тепла, использующегося на отопительные нужды, вырабатывается на крупных и малых ТЭЦ. Начался процесс с середины 70-х годов прошлого века. Добиться столь внушительных результатов позволила грамотно выработанная стратегия, опирающаяся в первую очередь на снижение затрат в системах отопления для конечных потребителей, что собственно и было достигнуто. С переходом на централизованное теплоснабжение затраты первичного топлива снизились вдвое. Но даже при такой мотивационной составляющей, государство брало на себя затраты на подключение потребителей к системам центрального отопления, тем самым обеспечивая оптимальную загрузку централизованных источников энергии и параллельно демонстрируя этим крайнюю заинтересованность государственной политики, полностью совпадающей с интересами конечных потребителей энергии. А чтобы интересы полностью совпадали, потребители тепловой энергии, по сути, являются собственниками систем централизованного теплоснабжения, поэтому компании по обслуживанию сетей ориентированы не на получение прибыли, а на повышение эффективности своей работы. Это было закреплено законодательством.

Германия.

Для успешной реализации программы развития возобновляемой энергетики в Германии было сделано несколько ключевых решений, повлиявших на масштабы процесса.

Льготное кредитование на длительный срок для тех, кто принял решение о строительстве или внедрении ВИЭ. Результат: в создании новых источников энергии на основе ВИЭ могут участвовать любые компании, включая даже частный сектор.

Тариф на отпуск электроэнергии, выработанной с помощью ВИЭ, в частности фотоэлектрических установок в 4-5 раз выше тарифа на потребляемую энергию. Результат: повышенный спрос на ВИЭ и, как следствие, мотивация к развитию производства различных источников возобновляемой энергетики.

Сетевая компания обязана по закону принять всю энергию, выработанную с помощью ВИЭ. Результат: отсутствие препятствий при передаче энергии в сети позволил вовлечь в процесс простых граждан. В быту часто практикуется установка двухсторонних электросчетчиков, которые измеряют расход электроэнергии как в одну, так и в другую сторону. Устанавливают, к примеру, фотоэлектрическую установку, получают электроэнергию из сети по одной цене, отдают в сеть от фотоэлектрической установки по цене в 4-5 раз дороже. Мелочь, но стимулирует эффективно.

Практикуется льготное кредитование, а впоследствии полное или частичное освобождение от налогов производителей энергоэффективных технологий и оборудования. Результат: стоимость продукции на внутреннем рынке, в частности солнечных вакуумных коллекторов ниже, чем на нашем рынке аналогичная продукция из Китая.

Франция.

Более 30-ти тарифов на электрическую энергию с достаточно большим диапазоном цен. Применяются в зависимости от эффективности используемого электрооборудования: чем эффективнее оборудование, тем ниже тариф. Кроме всего прочего, если приобретается бытовое оборудование с высоким классом энергоэффективности, то затраты на его приобретение вычитаются из налогооблагаемой базы граждан, а это очень существенная мотивация для налогоплательщиков.

Во многих странах Западной Европы (даже включая такие как Румыния), США, Японии действуют прямые субсидии своих граждан из государственного бюджета в размере от 45 до 180 Евро, если при покупке бытовой техники отдается предпочтение более энергоэффективной. Только для этих целей ежегодно в бюджетах государств предусматриваются средства, исчисляемые сотнями миллионов Евро ежегодно.

Это всего лишь несколько примеров из некоторых стран. Можно привести много других примеров и из других стран, в том числе из бывших наших союзных республик, главное в одном: умело и эффективно используется механизм стимулирования энергосбережения, и эффективность этого механизма заключается в том, что применяется он исключительно к непосредственному потребителю энергоресурсов или к производителю энергоэффективных технологий.

Продложение следует ...

 
Пользователь

Пароль

ЗакрытьОчистить