« Энергосервис. Непростые отношения с бюджетом. Предложение из Ульяновска »

Состояние процесса запуска энергетического сервиса в организациях бюджетной сферы РФ, необходимость которого продиктована законодательством об энергосбережении, характеризуется как близкое к провалу. За два с половиной года, прошедших после принятия закона 261-ФЗ «Об энергосбережении …», в сфере бюджетных организаций не заключено ни одного энергосервисного контракта (ЭСК), удовлетворяющего принципам самоокупаемости инвестируемых затрат. Разработанные повсеместно региональные и муниципальные программы энергосбережения, рассчитанные на привлечение порядка 80% внебюджетных источников, «простаивают» ввиду отсутствия инвесторов.

По всеобщей оценке основными причинами такого состояния являются:

- отсутствие механизма погашения затрат, инвестируемых на реализацию энергосберегающих мероприятий,

- отсутствие механизма коммерциализации процесса реализации региональных и муниципальных программ энергосбережения.

ООО «Потенциал» разработана конструкция договорных отношений субъектов - участников реализации энергосервисного договора (контракта), в основу которой заложена названная нами так называемая «активная» форма ЭСД(К). Отличительной особенностью такой формы является то, что в ней предусмотрено совмещение исполнителем ЭСК функций поставки ресурсов, выполняемых им по отдельному договору купли-продажи.

Такая конструкция отношений обеспечивает переход от расчётов за услуги по ЭСД(К), выполняемых по подстатье 225 или 226 классификации бюджетных расходов, на оплату по контракту купли-продажи коммунальных ресурсов (услуг), производимую по подстатье 223. Эта подстатья имеет свойство так называемой «защищённости», т.е. расчёты по этой подстатье выполняется в порядке первоочерёдного выделения средств.

При этом в соответствии с требованиями закона 261- ФЗ «Об энергосбережении …» заказчик ЭСД(К) производит в течение всего срока действия ЭСД(К) платежи за потребляемые ресурсы по условиям, действовавшим до момента подписания ЭСД(К). Вместе с тем сам исполнитель ЭСД(К) производит расчёты за потребляемые ресурсы по фактическому потреблению, т.е. по показаниям приборов учёта. Разница между платежами образуется на счёте исполнителя ЭСД(К) и является фактической экономией, что кардинально изменяет всю процедуру планирования и расходования бюджетных средств, предназначенных для погашения инвестированных средств.

Разработанная конструкция полностью «освободилась» от зависимости процедуры погашения затрат инвестора от ГРБС (главного распределителя бюджетных средств), в связи с чем ликвидируется коррупциогенность и обеспечивается «прозрачность» схемы погашения инвестируемых затрат. Эти свойства позволяют обеспечить решение основного требования инвесторов к снижению степени их рисков, чем в свою очередь достигается мотивация участия банков в кредитовании программ энергосбережения. Следует отметить, что плановый годовой оборот денежных ресурсов, потребных на реализацию программы энергосбережения среднего региона, составляет порядка 2-х млрд. рублей, поэтому запуск предлагаемой конструкции имеет значительный коммерческий интерес, особенно учитывая возможность тиражирования в рамках региональных и муниципальных программ энергосбережения в РФ.

«Активная» форма ЭСД(К) имеет кардинальное отличие от опубликованной на официальном сайте версии ЭСД(К), разработанной Минэкономразвития РФ, в которой отсутствует механизм покрытия инвестиций, в связи с чем эта версия не способна иметь практическую востребованность.

ООО «Потенциал» найдено решение и в части второй выше названной проблемы – проблемы отсутствия механизма коммерциализации процесса реализации региональных и муниципальных программ энергосбережения. Проблема в этой сфере образовалась из-за того, что разработка региональных и муниципальных программ в подавляющем большинстве регионов и муниципальных образований выполнялась без наличия исходных сведений о состоянии энергопотребления непосредственно на объектах энергопотребления. В связи с этим структура разработанных программ оказалась полностью оторванной от объектов, а их задания оказались ничем объективно не подкреплёнными. Более того, все теперешние попытки управления процессом реализации программ как со стороны бюджетного заказчика, так и со стороны объектовых непосредственных исполнителей программ сводятся не более, чем к запросам выделения бюджетных средств. В то же время разрозненные многочисленные неуправляемые объектовые непосредственные исполнители программ не способны привлечь крупных инвесторов.

В связи с этим нами выполнена разработка механизма управления реализацией программ энергосбережения. Смысл идеи состоит в необходимости разработки целевых ведомственных подпрограмм, основанных на показаниях результатов энергетических обследований, проведённых на непосредственных объектах энергопотребления.

Разработанный механизм управления реализацией предусматривает применение метода представительских выборок при проведении энергетических обследований, который является первым звеном технологического управления процессом реализации программ, в котором закладываются основополагающие принципы управления. Кроме того концепция управления предусматривает адаптацию создаваемой ведомственной целевой подпрограммы к результатам обследования подведомственных объектов, с одной стороны, и увязку с заданиями региональной (муниципальной) программы, с другой.

Разработанный механизм позволяет сконцентрировать объектовые затраты и свести их в погодовую финансовую раскладку, которая позволяет в рамках подпрограммы организовать пообъектовое управление их реализацией со стороны заказчиков ведомственных целевых подпрограмм, делая привлекательными объёмы необходимых инвестиций.

Обе выше названные разработки нами объединены в один проект управления реализацией региональных и муниципальных программ энергосбережения.

Цель проекта. На основе разработанной конструкции «активной» формы ЭСД(К) и механизма управления реализацией региональных и муниципальных программ энергосбережения создать условия для возникновения нового вида бизнеса, основанного на принципе самоокупаемости, годовой оборот которого в РФ оценён Всемирным банком в 300 млрд. €.

Способ реализации проекта. Для реализации проекта требуется опытно-конструкторская площадка, в рамках которой будут разработаны и опробованы отсутствующие в деловой практике организационно-распорядительные документы, конструкции и рабочие механизмы, способные в рамках требований ст. 20 закона 261 – ФЗ «Об энергосбережении …» и ст. 72 п. 3 Бюджетного кодекса РФ обеспечить запуск энергосервиса в сфере бюджетных организаций. В предлагаемом проекте в необходимой и достаточной степени сделаны правовые обоснования и подготовлены рабочие материалы, включая протоколы совместных заседаний и проекты постановлений регионального правительства (протокол прилагается).

Проект предусматривает возможность оплаты работ, выполняемых на опытно-конструкторских площадках, за счёт выделения гранта, для чего подготовлены необходимые проекты документов, обеспечивающих правомочность процедуры организации работ на основе проведения конкурса среди участников на лучшую разработку поставленных задач при выделении гранта.

Предлагаемый проект, имея высокую степень актуальности и востребованности, особенно в сфере организаций с участием государства или муниципального образования, претендует прежде всего на массовое тиражирование в РФ разработанных конструкций, форматов, механизмов, собственником которых станет заказчик (заказчики) предлагаемого проекта.

Настоящим изложением предлагаю лицу, заинтересованному в диверсификации своей инвестиционной деятельности, выступить заказчиком по финансированию опытной площадки в одном из регионов РФ, не обременённом наличием в регионе доминирующего политического лобби в лице монопольных энергетических организаций, а также имеющем желание за счёт развития бизнеса энергетического сервиса обеспечить продвижение в регионе государственной политики в области повышения энергетической эффективности и значительно сократить затраты бюджетных средств на оплату энергопотребления.

Пользователь

Пароль

ЗакрытьОчистить