« Малая распределенная энергетика. Обсуждение проблем на Второй Всероссийской конференции »

Конференция по распределенной малой энергетике становится площадкой для обсуждения проблем становления и развития важнейшего сектора экономики – малой распределенной энергетики и диалога представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, бизнеса, науки.

На состоявшейся встрече обсуждались вопросы:

  • основные тенденции развития малой энергетики РФ и ее потенциальный вклад в развитие электро- и теплоэнергетического секторов России;
  • возможности и необходимость стимулирования развития малой распределенной энергетики в России;
  • вопросы развития региональной энергетики, нормативно-правовое регулирование малой распределенной энергетики;
  • имеющийся опыт работ в области малой распределенной генерации в отдельных регионах страны и за рубежом и возможности его тиражирования;
  • прорывные технологии, пути развития Технологической платформы «Малая распределенная энергетика»;
  • существующие и потенциальные механизмы финансирования проектов малой распределенной энергетики;
  • вопросы государственной поддержки малой распределенной энергетики, тарифообразование и организация розничных рынков тепловой и электрической энергии;
  • формирование единой терминологической базы в области МРЭ в России.

 

Приветствия и заявленные позиции

Общий Конф

В приветствии заместителя председателя Правительства РФ А. Дворковича, было отмечено: «вопросы модернизации и инновационного обновления энергетической отрасли являются важнейшими направлениями государственной энергетической политики страны», а многообразие форм энергообеспечения посредством малой распределенной энергетики позволяет расширить спектр используемых для этого современных интеллектуальных технологий.

Эту позицию разделяет Председатель комитета по энергетике Государственной думы ФС РФ И.Д. Грачев. В своем выступлении он подчеркнул, что внедрение перспективных технологий малой распределенной энергетики обеспечит адаптацию к меняющимся требованиям потребителей, энергетическую и экологическую безопасность энергоснабжения, максимальную эффективность использования всех видов ресурсов.

Заместитель министра энергетики РФ А.Ю. Инюцын отметил, что «в скором времени малая распределенная энергетика займет свою нишу в энергетическом секторе, определенную экономической выгодой для потребителей, а появление дополнительных источников энергии позволит повысить надежность и качество энергообеспечения. Реализация мер государственной поддержки малой генерации, активная позиция федеральных органов исполнительной власти, развитие Технологической платформы, по его мнению, позволит дать необходимый импульс для развития малой распределенной энергетики и, соответственно, увеличения объемов производства электрической и тепловой энергии объектами малой генерации».

Генеральный директор ЗАО «АПБЭ» И.С. Кожуховский обратил внимание аудитории на тот факт, что российский принцип энергообеспечения на основе раздельного производства электроэнергии на крупных электростанциях, а тепловой энергии - на основе крупных тепловых источников ТЭЦ и районных котельных не эффективен и приводит к высоким тарифам, низкому качеству электро - и теплоснабжения и замедляет экономическое развитие регионов страны

Он представил Концепцию развития электроэнергетической и теплоснабжающей инфраструктуры в РФ на основе когенерации и распределенной энергетики, разработанную ЗАО «АПБЭ». Концепция предусматривает оптимизацию развития электро- и теплоэнергетики как единого энергетического комплекса и структурный маневр в сторону распределенной энергетики.

И.С. Кожуховский сообщил, что Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики на период до 2030 года предусматривает вводы распределенной генерации в Централизованной зоне электроснабжения РФ в размере всего 3,1 ГВт в базовом варианте. Реализация концепции предполагает их увеличение до 50 ГВт, рост производства распределенной электроэнергии до 250 млрд кВт*ч в год, снижение вводов крупных электростанций (АЭС, КЭС) со 173 до 123 ГВт и увеличение доли когенерационного способа производства тепла с 30 до 70% и электроэнергии с 30 до 40%.

Это позволит, по сдержанным оценкам, экономить порядка 50 млн тонн условного топлива в год (~12% от нынешнего топливопотребления), сократить потери электро- и теплоэнергии в сетях и тарифы и платежи за тепло и электроэнергию, повысить качество и надежность электро- и теплоснабжения потребителей.

 

В докладе генерального директора АПБЭ Кожуховского И.С. была дана следующая общая оценка ситуации:

Кожуховский

«Электроэнергетический комплекс в Российской Федерации исторически формировался как централизованная система, в основу которой был положен принцип концентрации производства на относительно небольшом количестве крупных тепловых (конденсационных), гидравлических и атомных электростанций с передачей электроэнергии по высоковольтным сетям на далекие расстояния. В настоящее время большинство промышленных потребителей и населенных пунктов снабжаются электроэнергией из внешних источников, работающих в составе единой энергосистемы. Когенерация не является преобладающим типом энергоснабжения для большинства мелких и средних населенных пунктов страны.

Такой централизованный способ организации электроснабжения дал возможность в сжатые сроки провести электрификацию страны - основу для ее ускоренного промышленного развития и обеспечить достаточно надежное и экономичное энергоснабжение потребителей.

Однако сейчас привлекательность данной модели снизилась в связи с нечувствительностью централизованной электроэнергетики к современным требованиям; неспособностью качественно удовлетворять спрос на электроэнергию; неэффективностью конденсационных генерирующих установок по сравнению с когенерационными установками; высокими потерями электроэнергии в длинных, многоступенчатых по уровням напряжения и разветвленных электрических сетях и др.

Много недостатков и у существующей системы централизованного теплоснабжения, построенной на основе крупных тепловых источников ТЭЦ и районных котельных, а в малых населенных пунктах и большинстве средних городов России – исключительно на основе котельных. Среди них - низкая надежность, плохое качество услуг (например, в ряде российских городов до сих пор отсутствует централизованное горячее водоснабжение) и высокая стоимость тепловой энергии. Факторами последней являются высокая степень изношенности ТЭЦ, парка котельных и тепловых сетей, потеря ТЭЦ проектных тепловых нагрузок, низкий КПД котельных установок, высокие потери в тепловых сетях, большое число мелких котельных и трудность координации планов их развития.

Энергообеспечение, в основе которого лежит раздельное производство электрической энергии на крупных электростанциях, а тепловой энергии - на котельных не эффективен и приводит к высоким тарифам, а в специфических российских условиях - еще и к низкому качеству электро - и теплоснабжения, замедляющему экономическое развитие регионов страны. Рассматриваемые и реализуемые в настоящее время проекты развития энергетического хозяйства малых городов по инерции носят также раздельный характер, где отдельно планируется развитие электроэнергетики и теплоснабжения.

Эволюционная спираль развития технологий в электроэнергетике привела в конце 20 века - начале 21 века к появлению генерирующих установок малой мощности, сопоставимых по своей эффективности с крупными генерирующими установками. Кроме того, достигнутый уровень технологий в сфере электроники, компьютерной техники и телекоммуникаций создал предпосылки для появления в будущем «умных» сетей, в рамках которых будет обеспечено гибкое управление процессами потребления электроэнергии и непосредственное участие потребителей в оказании услуг уже самой централизованной системе электроснабжения.

Это позволит в перспективе наиболее эффективно использовать распределенные ресурсы малой генерации, местных видов топлива и возобновляемой энергии для снижения стоимости энергоснабжения, возможности гибкого регулирования нагрузки потребителей в качестве альтернативы отбору генерирующих мощностей при проведении аукционов на рынке мощности; предоставить потребителям возможность самостоятельно выбирать уровень надежности своего электроснабжения; а также оплачивать электроэнергию по ценам реального времени, что повысит надежность и гибкость энергоснабжения потребителей и эффективность функционирования рынка электроэнергии в целом.

Дальнейшее инновационное развитие изменит саму модель организации и принципы управления в электроэнергетике, потребует переосмысления роли крупных централизованных и малых распределенных генерирующих источников, разработки мер по сочетанию их согласованного развития, изменит способ взаимодействия потребителей с централизованной энергосистемой, предъявит новые требованию к проектированию развития централизованной энергосистемы и к правилам ее функционирования.

Достигнутый в мире уровень технологического развития позволяет приступить к созданию таких технических систем 21 века уже сегодня. Главное препятствие для широкомасштабного перехода к «интеллектуальной» электроэнергетике – отсутствие экономической и коммерческой эффективности. Однако с ростом цен на традиционные топливные ресурсы, удешевлением новых технологий, ужесточением требований к охране окружающей среды ситуация будет меняться, и развитые страны мира, завершив необходимый цикл НИОКР и демонстрационных проектов, смогут быстро перейти к масштабному использованию распределенных энергетических ресурсов в электроэнергетике.

Россия стоит в самом начале пути осмысления перспективной модели энергоснабжения. В стране предпринимаются пока еще недостаточно системные действия по выработке государственной политики, подготовке нормативно-правовой базы и поиску необходимых бюджетных механизмов и средств для поддержки проведения НИОКР и пилотных проектов в области распределенных энергетических ресурсов. Принято решение о создании технологических платформ по «интеллектуальным» сетям, малой распределенной энергетике, перспективным технологиям возобновляемой энергетики. Они начали работу в 2011 году. Координатором Технологической платформы «Малая распределенная энергетика» является ЗАО «АПБЭ».

В то же время происходит нерегулируемый и часто деструктивный процесс «бегства потребителей» из централизованной системы электроснабжения, связанный с постоянным ростом стоимости услуг централизованного электроснабжения и теплоснабжения, стимулирующих их к строительству собственных мощностей. Особенно активно идет сооружение источников малой генерации. Этот процесс носит стихийный характер и пока является плохо наблюдаемым. Так, по данным Таможенного комитета, ввоз в страну малых генерирующих установок превышает объемы ежегодных вводов большой генерации. При этом стимулами служат не технологические и экономические факторы, а краткосрочные проблемы, связанные с незавершенностью и ошибками реформирования отрасли и неэффективной системой государственного регулирования (перекрестное субсидирование; отсутствие стимулов к инвестициям, проблемы с надежностью электроснабжения; высокая плата за присоединение к сетям).

Без надлежащего регулирования со стороны государства такой способ «децентрализации» может в ближайшем будущем серьезно обострить проблему надежного и экономичного энергоснабжения страны.

Дальнейшее развитие систем электро- и теплоснабжения страны может происходить по двум сценариям.

Первый - инерционный, продолжающий практику строительства преимущественно крупных электростанций и раздельного подхода к развитию электроэнергетического комплекса и систем централизованного теплоснабжения.

Второй – сценарий структурного маневра, в рамках которого модернизация и развитие системы централизованного электроснабжения страны будет происходить совместно с активным развитием распределенных энергетических ресурсов, включая малую распределенную энергетику с использованием традиционных и возобновляемых источников энергии, а также ресурсы регулируемой нагрузки потребителей. Для эффективного использования этих ресурсов необходимо опережающее развитие распределенной энергетики.

При этом резко возрастет роль потребителей электрической и тепловой энергии, которые будут инвестировать в строительство объектов малой распределенной энергетики и станут полноправными участниками рынка, поставляя туда избытки энергии.

Потребители будут активно участвовать в управлении режимами электроснабжения, предлагая свои ресурсы регулируемой нагрузки системному оператору. Будут созданы интеллектуальные системы локального энергоснабжения концентрированных потребителей - микро смарт грид. Появятся энергетические компании, аккумулирующие избыточную электроэнергию, поступающую от потребителей и поставляющие ее в единую энергосистему с целью сглаживания пиков нагрузки и регулирования качества.

Потребность в электроэнергии из системы централизованного электроснабжения, сократится. Строительство новых крупных генерирующих объектов будет вестись в гораздо меньшем объеме, чем это предусматривается в инерционном варианте.

Корректное сравнение затрат и выгод каждого из двух вариантов еще предстоит провести. Косвенные экспресс- оценки показывают, что структурный маневр в сторону распределенной энергетики, опирающийся на новые энергетические технологии и в максимально возможной мере реализующий потенциал когенерации и возобновляемых источников энергии, позволит говорить не только о сдерживании темпа роста цен на электроэнергию и тело, а приступить к их реальному сокращению в абсолютном выражении.

Именно поэтому здесь крайне важной является целеполагающая и организующая роль государства. Выбор здесь невелик - либо Россия, вслед за развитыми странами мира начнет вкладывать средства в финансирование научных исследований и технологических разработок в сфере применения распределенных энергетических ресурсов с постепенной модернизацией старого технологического уклада энергоснабжения, либо ее технологическое отставание от ведущих экономик мира будет нарастать, а конкурентоспособность на мировом рынке - падать.»

 

Итог и рекомендации

На конференции были обсуждены также основные тенденции развития малой энергетики и ее потенциальный вклад в развитие электро- и теплоэнергетического секторов России, вопросы нормативно-правового регулирования и стимулирования развития данного сектора; тарифообразование и организация розничных рынков тепловой и электрической энергии; формирование единой терминологической базы в области МРЭ в России; опыт реализации проектов в некоторых регионах страны; представлены прорывные технологии; обозначены пути развития Технологической платформы «Малая распределенная энергетика».

В работе Конференции приняли участие депутаты Федерального Собрания РФ, представители Правительства РФ, Администраций регионов РФ, а также крупнейших компаний отрасли и научно-исследовательских институтов. Среди спикеров - первый зампредседателя Комитета по энергетике Госдумы ФС РФ Ю.А. Липатов, председатель подкомитета по малой энергетике Комитета Госдумы ФС РФ по энергетике С.Я. Есяков, заместитель Руководителя Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству И.А. Булгакова, директор по инновациям и ВИЭ ОАО «Русгидро» М.В. Козлов, генеральный директор ОАО «Ярославская генерирующая компания» В.В. Тамаров, директор по направлению «Экология и энергоэффективность» ЗАО «АПБЭ» О.А. Новоселова и др.

По итогам конференции принят проект резолюции, в котором участники отметили, что одним из важнейших направлений энергетической политики на современном этапе является переход от традиционной, централизованной модели развития ЕЭС России с преобладанием крупных источников генерации к разнообразию типов форм и гармоничному сочетанию объектов большой и малой распределенной энергетики в регионах России.

Участники конференции в целом одобрили Концепцию развития теплоснабжения на основе когенерации и распределенной энергетики, подготовленную ЗАО «АПБЭ» и постановили внести ряд предложений:

Правительству РФ:

передать Минэнерго полномочия по проведению государственной политики в сфере теплоснабжения для координации деятельности электро- и теплоэнергетического комплексов в качестве единого энергокомплекса;

обеспечить планирование развития малой распределенной энергетики путем корректировки Энергетической стратегии России и Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2030 г. и региональных схем и программ развития электроэнергетики;

Комитету Госдумы ФС РФ по энергетике:

инициировать внесение поправок в ФЗ «Об электроэнергетике» и в ФЗ «О теплоснабжении», определяющих основы функционирования объектов малой генерации и их участие в оптовом и розничном рынках электроэнергии.

Минэнерго:

разработать порядок предоставления субсидий бюджетам, целевым образом направляемым на разработку схем теплоснабжения, скоординированных с региональными схемами развития электроэнергетики, и технологическое присоединение малых генерирующих установок, а также разработать механизм льготного долгосрочного кредитования внедрения энергооборудования и технических средств малой распределенной генерации.

Пользователь

Пароль

ЗакрытьОчистить