« Ростехнадзор начинает проверки по установке приборов учета »

Какие счетчики сегодня существуют и какую экономию по коммунальным платежам они дают?

Начнем с электроэнергии. Здесь счетчики бывают однотарифные, двухтарифные и многотарифные. Однотарифный стоит всего 1 тыс. рублей, но, на мой взгляд, ставить его нецелесообразно, так как в Москве существуют дифференцированные тарифы в зависимости от времени суток. Если мы берем двухтарифный учет, там деление идет всего на две зоны: дневную и ночную. Стоимость такого прибора уже от 2 до 4 тыс. рублей, плюс расходы на монтаж — 2–3 тыс. рублей. Зато сэкономить за счет него можно порядка 20–25% от суммы ваших нынешних платежей.

Но все-таки наибольшую экономию дает многотарифный прибор учета, хотя он действительно довольно дорогой — от 5 до 7 тыс. рублей и за монтаж 2–3 тысячи. Зато прибор отслеживает три зоны: пиковую (с 7 утра до 11 вечера), ночную (с 11 вечера до 7 утра) и полупиковую (с 10 до 17 и с 21 до 23 часов). В пиковую зону действует тариф 4 рубля за киловатт-час, в ночную — 1 рубль/кВт•ч, а в полупиковую — 3,4 рубля/кВт•ч. Как правило, многотарифный счетчик окупается за год-полтора и дает экономию в 30–35%.

В случае с водой нет дифференциации тарифов: за кубометр холодной воды мы платим 23–25 рублей, горячей — 111 рублей. Здесь разница заключена в том, что без счетчика люди платят по нормативам, хотя фактическое потребление, как правило, в разы меньше. В среднем в месяц человек потребляет около 4 кубометров воды, а действующий норматив — 11,68 кубометра. Таким образом, на воде ежемесячно можно экономить 15–25%.

Приборы учета должны были появиться в каждой квартире еще к началу прошлого года. Но если электросчетчиками давно обзавелись все москвичи, то водосчетчики до сих пор есть далеко не у каждого. Предусмотрены ли наказания за неисполнение закона?

В федеральном законе «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» речь идет именно обо всех видах ресурсов: электроэнергия, тепло, газ и вода. Для бюджетной сферы срок был определен до января 2011 года, и на сегодня в 99% зданий приборы учета уже есть.

Что касается жителей, то негласно действие закона продлили, понимая, что люди у нас долго раскачиваются. Но жильцы обязаны до конца 2012 года установить счетчики как на вводе в дом, так и поквартирные. Для установки общедомовых приборов учета город выделил субсидии в рамках программы снижения потерь, включенной в госпрограмму энергосбережения.

С 2013 года уже начнутся проверки. Ответственным за них является Ростехнадзор. Его специалисты в свою очередь будут также проверять, кто не направил заявки на установку счетчиков в ту организацию, которая снабжает тем или иным видом ресурсов. Дело в том, что, если у жителей нет денег на приобретение индивидуальных приборов учета, они должны сообщить об этом в свою управляющую компанию, а она — в свою очередь представить это обращение ресурсоснабжающей организации: нужны счетчики в таком-то количестве. По закону ресурсоснабжающая организация не вправе отказать, в противном случае на нее налагается штраф от 30 до 60 тыс. рублей. Но если управляющие компании не довели до сведения эту информацию, тогда штраф налагается уже на них — от 10 до 30 тыс. рублей. Граждане могут и сами отправить заявку напрямую в МОЭК (счетчики тепла) или Мосэнергосбыт (электроэнергия), там с ними заключают контракт, и вы будете в течение 5 лет покрывать затраты на покупку и монтаж прибора.

Получается город идет навстречу потребителям, фактически предоставляя возможность платить за счетчики в рассрочку. Почему же потребитель сопротивляется?

Жителей много, и психология у всех разная. Например, люди пенсионного возраста сначала ко всему относятся подозрительно. Ты им предлагаешь эти счетчики, рассказываешь про реальную экономию для их кошелька, но они даже не слушают — сразу нет. Не хотят понимать, что просто отдают лишний раз свои деньги единственному монополисту в Москве — ресурсоснабжающей организации.

Я считаю, проблема в плохой осведомленности населения. Люди видят цену счетчика и впадают в ступор: когда же он окупится? Мы сейчас проводим разъяснительные беседы, информируем, что из бюджета города выделяются специальные субсидии на установку приборов учета для льготных категорий. Но этого, к сожалению, недостаточно — все департаменты должны включиться в работу.

Граждане также боятся технических сложностей, не понимают, как считать. Но есть много обучающих инструкций, а на базе Мосэнергосбыта функционируют два центра, где в год обучаются порядка 6 тыс. человек. Целевая аудитория: от школьников до домохозяек. Там как раз обучают, как правильно вести расчеты по многотарифным счетчикам, что такое зоны, как во всем этом не запутаться. Даже если человек проживает один, по счетчику он будет платить на 20% меньше.

Насколько надежны эти приборы?

Когда заключается договор с собственником, там должен быть прописан срок гарантии, даты поверки счетчика. По-хорошему 3–4 года прибор не должен выходить из строя. Если же случаются поломки, все они должны быть исправлены за счет той организации, которая ответственна за установку. Во время поверок специалисты проверяют, есть ли погрешность. Если она очень сильна, могут либо бесплатно заменить, либо просто отремонтировать счетчик.

В каких случаях установка счетчиков невыгодна?

Нет таких случаев. При установке индивидуального прибора учета потребитель тратит меньше средств на оплату коммунальных услуг. Что касается арендованного жилья, то по закону счетчик обязан ставить владелец квартиры, но, если сам арендатор готов взять на себя такие обязательства, это прописывают в договоре.

Есть ли в этом случае опасность того, что соседям придется платить за тех, кто потребляет ресурса больше нормы?

Для тех, у кого дома есть счетчик, опасности никакой. Они так и будут оплачивать по показателям, которые зафиксировал прибор. А вот те, кто не установил его, действительно вынуждены будут платить за ресурс, потребленный другими. Общедомовой прибор учета стоит в подвале, поэтому, когда объем израсходованной воды или тепла «раскидывается» на число зарегистрированных жителей, соседи автоматически платят за те квартиры, где проживает больше, чем зарегистрировано. Выход один — ставить индивидуальные счетчики и не зависеть ни от кого. Ну, а дело управляющих компаний — контролировать, чтобы в доме соблюдались нормы проживания.

Каким образом Ростехнадзор будет проводить проверки? Стучаться во все двери? А если люди не захотят их впускать?

Это самое интересное. У нас недавно была международная конференция, где выступал представитель Минэнерго. Я ему напомнил, что в Москве 16,5 тыс. бюджетных учреждений, не считая присоединенных территорий, и 40 тыс. многоквартирных домов. Задал, исходя из этого, вопрос: как вы планируете всех обойти? Ответ нам пока не предоставили. Ростехнадзору становили сроки, но, видимо, не прописали порядок. Так что пока неясно, будут ли они работать по предписаниям, осуществлять собственный мониторинг или направлять запросы в ЕИРЦ или ТСЖ.

В любом случае изначально проверяющие будут обращаться к управляющей компании, которая обслуживает дом, а уже потом — к владельцу квартиры. Но если в итоге увидят, что по факту нет приборов, инспекторы могут дать предписание управляющей компании, чтобы та разбиралась с жителями. Также законом определено, что за отсутствие приборов учета могут быть применены штрафные санкции и к ресурсоснабжающей организации. Но она, в свою очередь, чтобы снять с себя все обязательства, имеет право сказать: мы предложили жильцу помочь с установкой счетчика, а он отказался. Если это действительно так, закон предусматривает возможность подать на отказавшегося от помощи собственника в суд.

По вашим прогнозам, когда индивидуальный счетчик будет в каждой квартире?

Очень сложно сказать. Сколько мы уже твердим о реальном экономическом эффекте, но в настоящее время процент оснащенности индивидуальными приборами учета невелик. Нам же надо, чтобы все было сразу и быстро, причем за чужой счет. А город не может оснастить всех приборами, он и так предоставляет субсидии льготным категориям граждан. В Европе, чтобы стимулировать население к установке счетчиков, резко повысили тарифы. Причем не на 5–10%, а сразу — на 20%. И люди оснастили квартиры счетчиками по всем видам энергоресурсов!

У нас такие радикальные меры не предвидятся, все довольно гуманно. Я считаю, что решение проблемы зависит не только от государственной власти, но и от управляющих компаний, от того, как они обеспечивают энергосберегающие мероприятия. А они в этом плане далеко не всегда на высоте. Какими приборами до сих пор освещаются лифты и лестничные клетки? Обычные ртутные лампы на 40 ватт. А из этого складываются общедомовые нужды то, за что платят жители. Поэтому компаниям тоже нужно ставить общедомовой прибор учета, чтобы люди не получали платежки с немалыми суммами. Приборы учета — это лишь обеспечивающее мероприятие. Дальше должны пройти реальные меры по энергосбережению.

Цитата

Андрей Цыбин, руководитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы:

— Недавно мэр Москвы Сергей Собянин поручил создать специализированную организацию, которая бы следила за счетчиками. Причем в первую очередь она должна представлять интересы граждан и помогать им в решении любых проблем, связанных с приборами учета. Если есть структура, независимая от ресурсников, которая стоит на стороне граждан, она будет следить не только за количеством потребленной энергии, но и за качеством предоставленной услуги. В частности, это касается температуры подачи воды или тепла, чтобы не было «перетопов». Так как счетчики — серьезный ресурс по уменьшению платы за жилье, надо, чтобы их работоспособность отслеживалась в течение всего сезона, а не только в рамках поверок.

 

Потери воды

Пользователь

Пароль

ЗакрытьОчистить