Правовые основы регулирования деятельности в отрасли
Прежде всего, необходимо дать перечень основных нормативно-правовых актов, на которые Сбербанк ориентируется в деятельности по финансированию в сфере модернизации ЖКХ.
Нормативные правовые акты, регулирующие деятельность:
- ФЗ № 35 от 26.03.2003 г. «Об электроэнергетике».
- ФЗ № 190 от 27.07.2010 г. «О теплоснабжении».
- ФЗ № 261 от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
- ФЗ № 115 от 21.07.2005 г. «О концессионных соглашениях».
- ФЗ № 131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
- Распоряжение Правительства РФ № 2446-р от 27.12.2010 г. «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года».
- Указ Президента РФ № 600 от 07.05.2012 г. «О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно – коммунальных услуг».
Внутренние нормативные документы ОАО «Сбербанк России» по кредитованию:
- «Регламент предоставления кредитов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Сбербанком России и его филиалами» № 285-5-р.
Коммунальное хозяйство. Краткие сведения о потребности в инвестициях
По данным Минрегионразвития, потребность в финансировании объектов электро-теплоснабжения более 2 триллионов рублей. Расчет и оценка производились по состоянию на 1 января 2011 г. Данные сведены в таблицу:
НАИМЕНОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ОБЪЕКТОВ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА |
Средний износ основных фондов жилищно-коммунального хозяйства (%) |
Потребность в финансовых средствах на восстановление основных фондов до нормативных значений (млрд. рублей) |
Котельные |
53,2 |
381,9 |
Центральные тепловые пункты |
50,9 |
139,6 |
Трансформаторные подстанции |
54,8 |
294,5 |
Тепловые сети |
59,0 |
497,8 |
Электрические сети |
51,8 |
724,6 |
Итого по Российской Федерации: |
53,94 |
2 038,4 |
Финансирование инвестиционных программ государственными и частными энергокомпаниями в 2011 году
Финансирование инвестиционных программ государственными и частными энергокомпаниями в 2011 году составило 896 млрд. рублей, или 87 % от плана финансирования инвестиционных программ на 2011 год
Финансирование инвестиционных программ частными ОГК/ТГК в части объектов модернизации в 2011 году составило 123,1 млрд рублей, или 69 % от плана финансирования на 2011 год.
По состоянию на конец февраля 2012 года за просрочку начала исполнения обязательств компаниями выплачено штрафов на сумму 2 921 млн рублей.
Основные факторы, влияющие на развитие рынка тепло – электроэнергии
Основные цифры (по данным Минэнерго):
- Темп прироста средней розничной цены на электроэнергию по Российской Федерации: 11,2%
- Рост цен на топливо:
- Уголь, с учетом транспортных расходов: до 30%
- Газ: 15%
3. Задолженность по оплате электрической энергии на розничном рынке на начало 2012:
80,4 млрд. руб.
4. Задолженность по оплате тепловой энергии: 97,2 млрд. руб.
Основные параметры типовых инвестиционных решений при реализации проектов по модернизации объектов тепло – энергоснабжения
Сбербанк видит для себя следующую основу для формирования инвестиционных программ по модернизации объектов тепло-электроснабжения на территории России:
Единое правовое пространство :
- принятие типовых нормативных правовых актов;
- установление единых «правил игры» во всех субъектах РФ (муниципальных образованиях);
- принятие инвестиционных программ развития отрасли тепло-энергоснабжения ;
- утверждение схем теплоснабжения и энергоснабжения муниципальных образований.
Управление имущественным комплексом:
- долгосрочная аренда;
- концессия;
- хозяйственное ведение.
Тарифное регулирование
- установление долгосрочных тарифов с индексацией на инфляцию;
- возможность установления двухставочных тарифов на тепловую энергию.
Механизмы финансирования инвестиционных проектов :
- кредитование инвестора – инициатора реализации проекта либо Субъект Федерации, либо муниципальное образование;
- проектное финансирование;
- вхождение в капитал тепло – энергоснабжающих организаций финансовых институтов (создание совместных компаний);
- выпуск ценных бумаг (инфраструктурных облигаций) для привлечения средств в инвестиции.
Основные условия кредитования компаний для реализации инвестиционных проектов по модернизации объектов тепло – энергоснабжения
- экономическая эффективность проекта;
- окупаемость проекта;
- техническая состоятельность проекта;
- наличие законодательной и нормативно – правовой базы, обеспечивающий возможность реализации проекта;
- с даты государственной регистрации должно пройти не менее 1 года, за исключением случаев изменения наименования предприятия либо реорганизации;
- отсутствие просроченной кредиторской задолженности перед банком;
- наличие обеспечения кредита / гарантий;
- наличие механизмов по управлению рисками;
- соотношение собственных и заемных средств как правило 30% на 70%;
- обеспечение условий возврата кредита;
- процентные ставки, сроки кредитования, льготные периоды индивидуальны для различных заемщиков в зависимости от предоставляемого обеспечения по кредиту, источников возврата кредита, суммы и срока кредитования, рисков невозврата кредита, финансового состояния и кредитной истории заемщика.
Обзор инвестиционных проектов (программ) модернизации объектов тепло – энергоснабжения
В качестве примера можно привести ряд проработанных для заключения программ, финансируемых Сбербанком России:
№ |
Название проекта |
Общая стоимость проекта (млн. руб.) |
Сумма привлеченных средств (млн. руб.) |
Примечание |
1. |
Реконструкция систем теплоснабжения г. Тихвина (Ленинградская область) |
580,0 114,0 – 1 этап |
58,0 |
В рамках инвестиционной программы |
2. |
Реконструкция существующих тепловых сетей и прокладка новых трубопроводов теплоснабжения г. Калуга |
436,01 |
305,0 |
Срок – 7 лет Дата выдачи 02.04.2010 |
3. |
Проектирование и строительство газовой котельной г. Горно – Алтайск |
258,52 |
162,26 |
Срок – 5 лет Дата выдачи – 2009 г. |
4. |
Перевооружение центральной котельной г. Петушки, поставка блочно – модульной котельной в г. Костерево (Владимирская область) |
58,0 |
45,0 |
|
5. |
Модернизация объектов теплоэнергетики Свердловской области на 2011 – 2025 г. г. |
3 449,0 |
1 680,0 |
|
6. |
Обеспечение бесперебойного обслуживания систем тепло и водоснабжения(Республика Саха (Якутия)) |
332,97 |
297,97 |
Направления деятельности Дирекции Департамента Сбербанка по управлению проектами в сфере ЖКХ
- консолидация и реализации компетенций в сфере ЖКХ по реализации проектов (отбор проектов, «упаковка» проектов, структурирование проектов и т. д.);
- методологическая поддержка проектов в сфере ЖКХ в Сбербанке в связи с особенностями проектов (тарифное регулирование, инвестиционные конкурсы на право концессии (аренды) имущества, длительная окупаемость проектов и т.д.);
- разработка тиражируемых моделей финансирования реконструкции и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры;
- инициация создания новых банковских продуктов в сфере ЖКХ;
- мониторинг (сбор информации о кредитовании проектов, сбор статистической информации и информации по государственным программам) в сфере ЖКХ;
- осуществление взаимодействия с организациями в сфере ЖКХ: управляющими компаниями, саморегулируемыми организациями, заинтересованными технологическими партнерами потенциальными инвесторами и другими участниками рынка;
- разработка предложений и внесение инициатив в действующие законодательные (нормативные) акты через рабочие группы Минрегиона, Минэнерго, РЭА, комиссии и т.д.
При этом Дирекция придерживается следующего порядка при рассмотрении инвестиционных проектов и заявок на кредитную поддержку:
1. Подготовительный этап
№ |
Мероприятия
|
Исполнитель |
Примечание |
1.1 |
Разработка инвестиционной программы, инвестиционного проекта (ТЭО, ПИР и др.) |
инвестор |
|
1.2 |
Направление Декларации о намерении и инвестиционной программы инвестиционного проекта в уполномоченный орган власти (муниципалитет) |
инвестор |
|
1.3 |
Принятие решения об утверждении целевой инвестиционной программы, инвестиционного проекта |
уполномоченный орган власти |
муниципалитет |
1.4 |
Установление инвестиционной составляющей в тарифе |
уполномоченный орган власти |
муниципальный совет, законодательный орган |
1.5 |
Согласование инвестиционной составляющей в тарифе в соответствующих органах |
уполномоченные органы власти (РЭК), ФСТ РФ |
|
1.6 |
Заключение инвестиционного соглашения (договора) |
уполномоченный орган власти, инвестор |
|
1.7 |
Предоставление государственной (муниципальной гарантии) в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ |
уполномоченный орган власти |
|
1.8 |
Проведение предварительных переговоров между представителями органа власти, инвестора и Сбербанка по вопросу привлечения кредитных ресурсов для реализации инвестиционного проекта |
орган власти, инвестор, Дирекция ЖКХ и ТБ (ОСБ) Сбербанка |
|
1.9 |
Направление Декларации о намерении реализации инвестиционного проекта и заявки для предоставления кредита в Сбербанк |
инвестор |
2. Этапы реализации инвестиционного проекта
№ |
Мероприятия |
Исполнитель |
Примечание |
|
||||
2.1 |
Подготовка плана – графика реализации инвестиционного проекта |
инвестор |
|
|
||||
2.2 |
Предоставление всех необходимых документов для рассмотрения кредитной заявки в Сбербанк |
инвестор |
|
|
||||
2.3 |
Рассмотрение инвестиционного проекта, определение заемщика, определение возможности и условий финансирования |
ТБ (ОСБ) Сбербанка |
Дирекция ЖКХ ЦА |
|
||||
2.4 |
Выдача заключения по инвестиционному проекту |
ТБ (ОСБ) Сбербанка |
Дирекция ЖКХ ЦА Сбербанка |
|
||||
2.5 |
Структурирование сделки:
|
ТБ (ОСБ) Сбербанка |
Дирекция ЖКХ ЦА Сбербанка
|
|
||||
|
2.6 |
|
ТБ (ОСБ), Дирекция ЖКХ ЦА Сбербанка |
Например, участие в переговорах с Администрациями субъектов РФ по включению расходов потенциального заемщика по проекту в тарифы на коммунальные услуги |
||||
|
2.7 |
Рассмотрение кредитной заявки инвестора (заемщика), заключение управлений безопасности, правового, управления рисков, кредитного и принятие решения о выдаче кредита Кредитным комитетом. |
ТБ (ОСБ) Сбербанка |
В случае положительного решения по п. 2.4 |
||||
|
2.8 |
Заключение кредитного договора между Сбербанком и инвестором – заемщиком |
ТБ (ОСБ) Сбербанка |
В случае положительного решения Кредитного комитета |
||||
|
2.9 |
Открытие кредитной линии заемщику |
ТБ (ОСБ) Сбербанка |
|||||
|
2.10 |
Реализация инвестиционного проекта |
Инвестор |