« Участие ОАО «Сбербанк России» в модернизации объектов ЖКХ »

Правовые основы регулирования деятельности в отрасли

Прежде всего, необходимо дать перечень основных нормативно-правовых актов, на которые Сбербанк ориентируется в деятельности по финансированию в сфере модернизации ЖКХ.

Нормативные правовые акты, регулирующие деятельность:

  • ФЗ № 35 от 26.03.2003 г. «Об электроэнергетике».
  • ФЗ № 190 от 27.07.2010 г. «О теплоснабжении».
  • ФЗ № 261 от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
  • ФЗ № 115 от 21.07.2005 г. «О концессионных соглашениях».
  • ФЗ № 131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  • Распоряжение Правительства РФ № 2446-р от 27.12.2010 г. «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года».
  • Указ Президента РФ № 600 от 07.05.2012 г. «О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно – коммунальных услуг».

Внутренние нормативные документы ОАО «Сбербанк России» по кредитованию:

  • «Регламент предоставления кредитов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Сбербанком России и его филиалами» № 285-5-р.

 

Коммунальное хозяйство. Краткие сведения о потребности в инвестициях

По данным Минрегионразвития, потребность в финансировании объектов электро-теплоснабжения более 2 триллионов рублей. Расчет и оценка производились по состоянию на 1 января 2011 г. Данные сведены в таблицу:

 

НАИМЕНОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ОБЪЕКТОВ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Средний

износ основных фондов жилищно-коммунального хозяйства (%)

Потребность в финансовых средствах на восстановление основных фондов

до нормативных значений

(млрд. рублей)

Котельные

53,2

381,9

Центральные тепловые пункты

50,9

139,6

Трансформаторные подстанции

54,8

294,5

Тепловые сети

59,0

497,8

Электрические сети

51,8

724,6

Итого по Российской Федерации:

53,94

2 038,4

 

Финансирование инвестиционных программ государственными и частными энергокомпаниями в 2011 году

Финансирование инвестиционных программ государственными и частными энергокомпаниями в 2011 году составило 896 млрд. рублей, или 87 % от плана финансирования инвестиционных программ на 2011 год

Финансирование инвестиционных программ частными ОГК/ТГК в части объектов модернизации в 2011 году составило 123,1 млрд рублей, или 69 % от плана финансирования на 2011 год.

По состоянию на конец февраля 2012 года за просрочку начала исполнения обязательств компаниями выплачено штрафов на сумму 2 921 млн рублей.

 

 

Основные факторы, влияющие на развитие рынка тепло – электроэнергии

Основные цифры (по данным Минэнерго):

  1. Темп прироста средней розничной цены на электроэнергию по Российской Федерации: 11,2%
  2. Рост цен на топливо:
  • Уголь, с учетом транспортных расходов: до 30%
  • Газ: 15%

3. Задолженность по оплате электрической энергии на розничном рынке на начало 2012:

80,4 млрд. руб.

4. Задолженность по оплате тепловой энергии: 97,2 млрд. руб.

Основные параметры типовых инвестиционных решений при реализации проектов по модернизации объектов тепло – энергоснабжения

Сбербанк видит для себя следующую основу для формирования инвестиционных программ по модернизации объектов тепло-электроснабжения на территории России:

Единое правовое пространство :

  • принятие типовых нормативных правовых актов;
  • установление единых «правил игры» во всех субъектах РФ (муниципальных образованиях);
  • принятие инвестиционных программ развития отрасли тепло-энергоснабжения ;
  • утверждение схем теплоснабжения и энергоснабжения муниципальных образований.

Управление имущественным комплексом:

  • долгосрочная аренда;
  • концессия;
  • хозяйственное ведение.

Тарифное регулирование

  • установление долгосрочных тарифов с индексацией на инфляцию;
  • возможность установления двухставочных тарифов на тепловую энергию.

Механизмы финансирования инвестиционных проектов :

  • кредитование инвестора – инициатора реализации проекта либо Субъект Федерации, либо муниципальное образование;
  • проектное финансирование;
  • вхождение в капитал тепло – энергоснабжающих организаций финансовых институтов (создание совместных компаний);
  • выпуск ценных бумаг (инфраструктурных облигаций) для привлечения средств в инвестиции.

 

Основные условия кредитования компаний для реализации инвестиционных проектов по модернизации объектов тепло – энергоснабжения

  • экономическая эффективность проекта;
  • окупаемость проекта;
  • техническая состоятельность проекта;
  • наличие законодательной и нормативно – правовой базы, обеспечивающий возможность реализации проекта;
  • с даты государственной регистрации должно пройти не менее 1 года, за исключением случаев изменения наименования предприятия либо реорганизации;
  • отсутствие просроченной кредиторской задолженности перед банком;
  • наличие обеспечения кредита / гарантий;
  • наличие механизмов по управлению рисками;
  • соотношение собственных и заемных средств как правило 30% на 70%;
  • обеспечение условий возврата кредита;
  • процентные ставки, сроки кредитования, льготные периоды индивидуальны для различных заемщиков в зависимости от предоставляемого обеспечения по кредиту, источников возврата кредита, суммы и срока кредитования, рисков невозврата кредита, финансового состояния и кредитной истории заемщика.

 

Обзор инвестиционных проектов (программ) модернизации объектов тепло – энергоснабжения

В качестве примера можно привести ряд проработанных для заключения программ, финансируемых Сбербанком России:

Название проекта

Общая стоимость проекта

(млн. руб.)

Сумма привлеченных средств (млн. руб.)

Примечание

1.

Реконструкция систем теплоснабжения

г. Тихвина (Ленинградская область)

580,0

114,0 – 1 этап

58,0

В рамках инвестиционной программы

2.

Реконструкция существующих тепловых сетей и прокладка новых трубопроводов теплоснабжения г. Калуга

436,01

305,0

Срок – 7 лет

Дата выдачи 02.04.2010

3.

Проектирование и строительство газовой котельной г. Горно – Алтайск

258,52

162,26

Срок – 5 лет

Дата выдачи – 2009 г.

4.

Перевооружение центральной котельной г. Петушки, поставка блочно – модульной котельной в г. Костерево

(Владимирская область)

58,0

45,0

 

5.

Модернизация объектов теплоэнергетики Свердловской области на 2011 – 2025 г. г.

3 449,0

1 680,0

 

6.

Обеспечение бесперебойного обслуживания систем тепло и водоснабжения(Республика Саха (Якутия))

332,97

297,97

 

 

Направления деятельности Дирекции Департамента Сбербанка по управлению проектами в сфере ЖКХ

  • консолидация и реализации компетенций в сфере ЖКХ по реализации проектов (отбор проектов, «упаковка» проектов, структурирование проектов и т. д.);
  • методологическая поддержка проектов в сфере ЖКХ в Сбербанке в связи с особенностями проектов (тарифное регулирование, инвестиционные конкурсы на право концессии (аренды) имущества, длительная окупаемость проектов и т.д.);
  • разработка тиражируемых моделей финансирования реконструкции и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры;
  • инициация создания новых банковских продуктов в сфере ЖКХ;
  • мониторинг (сбор информации о кредитовании проектов, сбор статистической информации и информации по государственным программам) в сфере ЖКХ;
  • осуществление взаимодействия с организациями в сфере ЖКХ: управляющими компаниями, саморегулируемыми организациями, заинтересованными технологическими партнерами потенциальными инвесторами и другими участниками рынка;
  • разработка предложений и внесение инициатив в действующие законодательные (нормативные) акты через рабочие группы Минрегиона, Минэнерго, РЭА, комиссии и т.д.

 

При этом Дирекция придерживается следующего порядка при рассмотрении инвестиционных проектов и заявок на кредитную поддержку:


1. Подготовительный этап

 

 

Мероприятия

 

 

Исполнитель

 

Примечание

1.1

Разработка инвестиционной программы, инвестиционного проекта (ТЭО, ПИР и др.)

инвестор

 

1.2

Направление Декларации о намерении и инвестиционной программы инвестиционного проекта в уполномоченный орган власти (муниципалитет)

инвестор

 

1.3

Принятие решения об утверждении целевой инвестиционной программы, инвестиционного проекта

уполномоченный

орган власти

муниципалитет

1.4

Установление инвестиционной составляющей в тарифе

уполномоченный

орган власти

муниципальный совет, законодательный орган

1.5

Согласование инвестиционной составляющей в тарифе в соответствующих органах

уполномоченные

органы власти (РЭК), ФСТ РФ

 

1.6

Заключение инвестиционного соглашения (договора)

уполномоченный

орган власти, инвестор

 

1.7

Предоставление государственной (муниципальной гарантии) в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ

уполномоченный

орган власти

 

1.8

Проведение предварительных переговоров между представителями органа власти, инвестора и Сбербанка по вопросу привлечения кредитных ресурсов для реализации инвестиционного проекта

орган власти, инвестор, Дирекция ЖКХ и ТБ (ОСБ)

Сбербанка

 

1.9

Направление Декларации о намерении реализации инвестиционного проекта и заявки для предоставления кредита в Сбербанк

инвестор

 


2. Этапы реализации инвестиционного проекта

 

 

Мероприятия

 

Исполнитель

 

Примечание

 

2.1

Подготовка плана – графика реализации инвестиционного проекта

инвестор

 

 

2.2

Предоставление всех необходимых документов для рассмотрения кредитной заявки в Сбербанк

инвестор

 

 

2.3

Рассмотрение инвестиционного проекта, определение заемщика, определение возможности и условий финансирования

ТБ (ОСБ) Сбербанка

Дирекция ЖКХ ЦА

 

2.4

Выдача заключения по инвестиционному проекту

ТБ (ОСБ) Сбербанка

Дирекция ЖКХ

ЦА Сбербанка

 

2.5

Структурирование сделки:

  • Содействие заемщику в оценке экономической эффективности проекта (расчет NPV, IRR по модели, помощь в оформлении бизнес-плана (на договорной основе),снятие наиболее простых вопросов;
  • Содействие в выборе консультантов по проектам;
  • Консультации по поводу возможных способов обеспечения;
  • Консультации по возможному участию в сделке аффилированных лиц, партнеров потенциального заемщика;

ТБ (ОСБ) Сбербанка

 

 

 

 

 

Дирекция ЖКХ

ЦА Сбербанка

 

 

 

 

 

 

 

 

2.6

  • Участие в переговорах с возможными гарантами,поручителями и т.д.;
  • Представительские функции;
  • Анализ возможностей финансирования (самостоятельно или с привлечением партнеров –российских или иностранных банков)

ТБ (ОСБ),

Дирекция ЖКХ

ЦА Сбербанка

Например, участие в переговорах с Администрациями субъектов РФ по включению расходов потенциального заемщика по проекту в тарифы на коммунальные услуги

 

2.7

Рассмотрение кредитной заявки инвестора (заемщика), заключение управлений безопасности, правового, управления рисков, кредитного и принятие решения о выдаче кредита Кредитным комитетом.

ТБ (ОСБ) Сбербанка

В случае положительного решения по п. 2.4

 

2.8

Заключение кредитного договора между Сбербанком и инвестором – заемщиком

ТБ (ОСБ) Сбербанка

В случае положительного решения Кредитного комитета

 

2.9

Открытие кредитной линии заемщику

ТБ (ОСБ) Сбербанка

 

 

2.10

Реализация инвестиционного проекта

Инвестор

Пользователь

Пароль

ЗакрытьОчистить