Распоряжение правительства РФ № 1650-р от 10 сентября 2012 года утвердило комплекс мер, направленных на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальных услуг. Нововведения предусматривают, что плата за потребленные ресурсы (электроэнергию, горячую и холодную воду) для бережливых домохозяйств, объем потребления которых не превысил величину установленной социальной нормы потребления, будет полностью оплачиваться по существующему (низкому) тарифу, в то время как домохозяйства, превысившие величину социальной нормы, будут вынуждены оплачивать коммунальную услугу в части превышения по более высокому тарифу. При этом проблемы с введением социальных нормативов по потреблению электроэнергии планируется решить в 2013 году с введением соответствующего порядка по всей России с 2014 г. По горячей и холодной воде – в 2014 г. с введением соответствующего порядка по всей России с 2015 г. Решение о введении социальных нормативов потребления газа и тепла будет принято в конце 2014 г. по результатам введения социальных нормативов потребления электроэнергии и воды.
На переходном этапе планируется проведение эксперимента в 10-15 пилотных регионах. Предварительно: Архангельская, Владимирская, Воронежская, Иркутская, Калужская, Курская, Липецкая, Кемеровская, Нижегородская, Самарская области, Забайкальский, Приморский, Хабаровский края, республики Тува, Башкирия и Кабардино-Балкария (при этом во Владимирской, Нижегородской областях соцнорма применяется и в настоящее время).
Физический и моральный износ электроэнергетики настоятельно требует инвестиций в отрасль. Отрасль электроэнергетики практически полностью акционировалась поэтому прямое вливание средств из бюджета в частные компании весьма проблематично. Ограниченность доходов населения создает существенные препятствия росту тарифов на электрическую энергию. Ни для кого не секрет, что рост тарифов в России ограничивается административно. Ни для кого не секрет, что сдерживание роста тарифов для населения компенсируется установлением повышенных тарифов для организаций и предпринимателей. И поддержание тарифов на искусственно низком уровне для населения и «задавливание» повышенными тарифами юридических лиц в равной мере препятствует привлечению инвестиций. Вступление России в ВТО предполагает выравнивание условий предпринимательской деятельности. Одно из таких условий – установление близких принципов ценообразования, в том числе в регулируемых государством сферах деятельности. В развитых экономиках на один продукт – энергию, имеется набор формируемых на рыночных условиях тарифов. Примерно так же как в сотовой связи. По всей видимости Правительство России стремится приблизиться к такой ситуации, устанавливая приемлемые для населения и поставщиков энергии цены.
Эксперимент по ограничению коммунальных услуг стартует с электроэнергии. Теперь на некоторый объем потраченного электричества будут установлены базовые тарифы, а за расход сверх «социальной нормы» потребителям придется платить значительно дороже.
Пилотные регионы запустят новую программу с января 2013 года. После чего, в случае удовлетворительного результата, с 2014 года социальные нормы введут во всей стране. Министерство регионального развития обещает максимально учесть нужды потребителей и уже к ноябрю полностью определиться с размерами лимитов первого льготного уровня.
Такая работа в различных регионах уже проводилась. Во Владимирской области был установлен норматив льготного потребления электроэнергии 50 кВт* час / месяц на человека при стоимости 2=98. Что выше идет по цене 3=76. В Забайкалье норма потребления 65 кВт*час/месс при цене 2,04, что выше по цене 3,38. Итог эксперимента в том, что только 40% жителей укладываются в эту норму, а большинство жителей превышает порог потребления 100 кВт*час на 1 человека.
Как бы там ни было, Федеральной службой по тарифам предварительно заявлены уровни: 75-100 кВт*час/месяц.
Из текста распоряжения следует, что введение таких норм преследует 2 цели:
- Приближение момента, когда перекрестное субсидирование цен на электроэнергии будет отменено в жизни, а не на бумаге и цены на энергию будут формироваться на рыночной основе;
- Побуждение населения к экономии электроэнергии.
По мнению экспертов, для того, что бы этот шаг был не просто эффектным, но и эффективным, необходимо чтобы не менее 70% жителей могли относительно без труда укладываться в эту социальную норму. Тогда большинство жителей будет формировать положительное отношение к идее экономии. После этого можно понемногу снижать планку. Опять же по необходимости. Оснащение домохозяйств современными бытовыми устройствами постоянно возрастает и нужно следить за уровнем энергопотребления и энергоэффективности этих устройств, планируя уровни нормативов.
Но вопрос, необходимы ли нормативы в принципе, все равно остается. Появление любых искусственных ограничений порождает массу совершенно неожиданных проявлений, которые нужно обдумывать, администрировать, преодолевать. Именно поэтому необходимо предварительно оценить действенность самой меры.
В качестве примера можно привести ряд проблем, с которыми неизбежно придется столкнуться в связи с введением отдельного пониженного тарифа, ограниченного объемом потребления:
- При переборе норматива, потребители будут до последнего оттягивать с оплатой по показаниям счетчика, или переносить платежи с зимы на лето, когда уровень энергопотребления ниже. Это самым негативным образом будет сказываться на экономике энергоснабжающих организаций и запутывать платежи;
- Какова вероятность того, что потребляющие больше будут согласны честно платить за сверхпотребление и на кого будет отнесен неизбежный в данном случае рост хищений электроэнергии?
- Если экономия одного месяца не засчитывается за перерасход другого, то справедливо ли не учитывать объективное различие электропотребления в разные времена года (например, на северных территориях, где зимой темно круглые сутки, а летом «белые ночи»)?
- В квартирах с большим количеством прописанных, но не проживающих, жители будут платить всегда по пониженному тарифу;
- В квартирах с обратной ситуацией (где количество проживающих больше количества прописанных, например в квартирах, сдаваемых в аренду), жители всегда будут ущемлены в праве на пользование дешевой социальной нормой;
- Каким образом эффективно отладить учет применения нормативов при временном пребывании людей вне мест основного проживания (например, на даче в летний период), без лишней бюрократии со справками или злоупотреблений;
- Как применять нормируемое потребление к потребителям, приравненным по оплате электроэнергии к населению (религиозные организации, гаражи и хозяйственные постройки граждан, и т.п.)?
- Как быть с домами, которые оборудованы электроотопителями? Каждый квадратный метр в таком доме - это уже 72 кВтч в месяц.
- Как обеспечить социальную справедливость в случаях вынужденного роста электропотребления граждан (например, электроотопление при некачественном теплоснабжении и горячем водоснабжении)?
- Каким образом будут отдельно учитываться нормативы энергопотребления в случае применения «зонных» тарифов (разных по времени суток)?
- Как можно успеть адекватно оценить результаты пилотных проектов 2013 года для повсеместного внедрения нормативов с 1 января 2014 года, не получив на момент принятия решения полных данных 2013 года?
- Какова экономическая и социальная результативность задуманных мероприятий? Не вызовет ли введение нормативов массового социального раздражения при исчезающее малом эффекте?
Перечислена только часть проблем, разрешение каждой из которых потребует дополнительных трудозатрат сбытовых компаний и дополнительных технических решений. А это заведомо затратно. Соотнесение этих дополнительных затрат с прогнозируемой дополнительной выручкой скорее всего покажет, что «овчинка выделки не стоит». Именно поэтому может быть целесообразно не заниматься с искусственными надстройками вроде «перекрестного субсидирования» и его продолжением – введением социальной нормы потребления. Это промежуточная цель. Конечная цель - создание условий для рыночного формирования цен, которые будут отражать реальную стоимость такого товара, как энергия.
В советское время тариф розничного потребления населением был значительно выше тарифа для промышленного потребителя, что вполне естественно. За рубежом стоимость энергии различна для разных групп потребителей и времени потребления, исходя из складывающегося на рынке спроса и предложения. Введение рыночных расчетов в странах постсоветского пространства не вызвало «бунта потребителей». Не просто, но приспособились. Кому-то помогло государство через фонды социальной поддержки. В результате были решены обе обозначенные выше цели и те вопросы, которые поставлены выше, не возникают.
В данной статье описана ситуация «ближнего уровня» - потребление электроэнергии. С электроэнергией в принципе все достаточно благополучно. Учет уже состоялся и расчетные операции отработаны десятилетиями. С водой все значительно сложнее. Здесь проблемы оснащенности приборами учета и организации расчетных операций только в начальной стадии решения. Графики установки индивидуальных приборов учета, их комплексирования для организации расчетов, явно не совпадают с поставленными Распоряжением 1650р задачами в течение ближайших двух лет отработать механизмы введения социальных нормативов и отдельных тарифов на потребление коммунальных услуг, включая принятие решения о введении нормирования потребления газа и тепла.