До последнего времени эффективность поставщиков энергоресурсов была для потребителей тайной за семью печатями. Информация, если и выходила за рамки предприятия, обычно не распространялась дальше органов власти, контролирующих тарифы и технологическую безопасность.
При отсутствии информации потребители не в состоянии сделать какие-либо выводы о реальном положении дел у поставщиков, тем более - грамотно оспорить тарифы. Таким образом, разговоры о повышении эффективности систем энергоснабжения носили ритуальный характер, а влияние общественности на сдерживание тарифов объяснялось скорее политической конъюнктурой, чем осмысленным взаимодействием власти и общества.
Позиция Правительства РФ
Накануне Новогодних праздников Правительством России был сделан важный шаг, который должен создать предпосылки для общественного контроля за поставщиками энергоресурсов.
Постановлением Правительства России от 30.12.2009 года №1140 (текст) были утверждены "Стандарты раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии".
Документ закрепляет жесткие сроки и правила открытого предоставления информации о деятельности коммунальных организаций в сфере:
- теплоснабжения, услуг по передаче тепловой энергии;
- горячего и холодного водоснабжения;
- водоотведения и очистки сточных вод;
- утилизации твердых бытовых отходов.
Важно, что информация должна открыто публиковаться, а также размещаться в Интернете, и находиться в свободном доступе в течение 5 лет. Таким образом, показатели деятельности поставщиков становятся доступными неограниченному кругу лиц. Также информация должна предоставляться персонально любому запросившему.
Информация, содержащаяся в "стандартах…", не может быть объявлена коммерческой тайной (п.8 ст.3 закона РФ от 30.12.2004 №210-ФЗ (в редакции закона от 25.12.2008 № 281-ФЗ).
Организации коммунального комплекса обязаны раскрывать значительный объем информации о своей хозяйственной деятельности, включая плановые и фактические экономические показатели, сметы затрат, технические показатели, вопросы надежности, освоения инвестиций, способов закупки товаров и услуг, присоединения к сетям. Перечень информации довольно широк. По мере накопления информации за несколько лет, появится возможность отслеживать в динамике происходящие процессы.
Состав публикуемой информации
Касаясь конкретно вопросов энергосбережения, интересно отметить обязанность поставщиков раскрывать следующую информацию (например, для теплоснабжающих организаций):
- расходы на покупаемую тепловую энергию (мощность);
- расходы на топливо с указанием по каждому виду топлива стоимости (за единицу объема), объема и способа его приобретения;
- расходы на покупаемую электрическую энергию (мощность), потребляемую оборудованием, используемым в технологическом процессе, с указанием средневзвешенной стоимости 1 кВт.ч и об объеме приобретения электрической энергии;
- расходы на приобретение холодной воды, используемой в технологическом процессе;
- расходы на химреагенты, используемые в технологическом процессе;
- установленная тепловая мощность (Гкал/ч);
- присоединенная нагрузка (Гкал/ч);
- резерв мощности системы теплоснабжения;
- объем вырабатываемой регулируемой организацией тепловой энергии (тыс. Гкал);
- объем покупаемой регулируемой организацией тепловой энергии (тыс. Гкал);
- объем тепловой энергии, отпускаемой потребителям, в том числе объемы, отпущенные по приборам учета и по нормативам потребления (расчетным методом) (тыс. Гкал);
- технологические потери тепловой энергии при передаче по тепловым сетям (процентов);
- удельный расход условного топлива на единицу тепловой энергии, отпускаемой в тепловую сеть (кг у. т./Гкал);
- удельный расход электрической энергии на единицу тепловой энергии, отпускаемой в тепловую сеть (тыс. кВт.ч/Гкал);
- удельный расход холодной воды на единицу тепловой энергии, отпускаемой в тепловую сеть (куб. м/Гкал).
Набор схожих показателей установлен и для других видов ресурсов (водоснабжение, водоотведение, и т.д.). Совокупность этих параметров дает общую картину энергоэффективности поставщика.
Лица, заинтересованные в информации и энергоэффективность
В результате, в открытом доступе должен появиться широкий набор показателей, иллюстрирующий "узкие места" эффективности поставщиков. Это станет сигналом для:
- государства, для разработки мер повышения энергоэффективности и воздействия на неэффективных поставщиков;
- потребителей, желающих оспорить свои платежи, либо принудить государство оказывать более активное давление на поставщиков;
- для потенциальных инвесторов и представителей бизнеса, желающих заработать на повышении эффективности в коммунальной сфере, в том числе для энергосервисных компаний;
- самих компаний-поставщиков, попадающих под давление со стороны перечисленных выше сторон.
Что важно – должны публиковаться как фактические показатели, так и плановые, учтенные регулирующим органом в составе тарифов. Это дает возможность получить, наконец, ответ на вопрос, за что потребитель платит деньги. Появляется простор для анализа и контроля со стороны общественности деятельности самих регулирующих органов, что позволяет сообществу потребителей более жестко (и что важно – аргументировано!) общаться с органами власти по вопросам тарифной политики.
Открытая информация о плановых и фактических показателях энергоэффективности регулируемых организаций может анализироваться также в увязке с требованиями п.5 статьи 25 закона "Об энергосбережении…", согласно которому формирование производственных программ, инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, а также регулирование цен (тарифов) на товары, услуги таких организаций должно осуществляться с учетом программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Кроме того, понимание показателей работы систем централизованного ресурсоснабжения позволит потребителям более осмысленно принимать собственные инвестиционные решения, например, по вопросам строительства автономных источников энергоснабжения, альтернативной энергетики, и т.д.
Ответственность за непредставление и искажения информации
Попытки поставщиков уклониться от предоставления информации государство будет обязано жестко пресекать.
Согласно изменениям, внесенным в Кодекс об административных правонарушениях (статья 19.8.1), непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности, нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности и форм ее предоставления или заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Таким образом, любой потребитель, который не смог получить интересующую его информацию, даже если она просто не была в установленном порядке размещена в Интернете, может своей жалобой инициировать наложение крупных штрафов на поставщиков.
Наряду с внедрением приборного учета, информационная открытость в вопросах энергоэффективности является базовым условием для начала реальной работы по энергосбережению. Невозможно осмысленно двигаться в тумане.
Похоже, что Правительство России наконец всерьез взялось за вопросы информационной открытости в коммунальной сфере. Будем надеяться, что эта работа будет проводиться государством активно и последовательно.
Но вот какой эффект принесут принципы информационной открытости – во многом зависит от активности тех, на кого рассчитаны предлагаемые меры – от пользователей этой информации, от их гражданской позиции, если хотите. В руки обществу дается инструмент. Как им воспользоваться – решать нам.
Ознакомиться с текстом постановления Правительства России от 30.12.2009 года №1140 можно здесь.