Закон "Об энергосбережении..." в статье 13 вводит довольно жесткие требования по повсеместному оснащению объектов приборами учета потребляемых энергоресурсов. Установка приборов учета Потребителем, сама по себе, еще не есть энергосбережение. Это – только первое и необходимое условие для того, чтобы появилась сама возможность энергосбережения. Стимул что-то делать появляется только тогда, когда возникает прямая связь между кошельком и собственным поведением.
Появление ясности в вопросах объемов поставляемой энергии неизбежно повлечет серьезные сдвиги в поведении игроков на рынке. Речь, прежде всего, идет о теплоснабжении и водоснабжении. С электроэнергией и газом все и так более-менее понятно, оснащенность приборами учета в этой сфере традиционно высока.
Первое, что выявит установка приборов учета – отделит неэффективность энергетиков от неэффективности потребителей. Сейчас, когда значительная доля отпуска ресурсов определяется по нормативам, расчетными методами, и т.п., невозможно точно определить, кто и в какой мере вносит вклад в общую неэффективность системы в целом. Как только тепловые и водяные сети окажутся "в кольце" приборов учета (на входе и выходе), сетевые предприятия столкнутся лицом к лицу с проблемой потерь в сетях. Одновременно это спровоцирует серьезный выбор в вопросах тарифной политики, перед которым встанут поставщики ресурсов, потребители, и государство, как регулятор тарифов.
Формирование тарифа и учет
Формула тарифа, в упрощенном виде, представляет собой сумму необходимых расходов и прибыли поставщика (в рублях), деленную на физический объем отпускаемой продукции (кВт.ч., Гкал, куб.м. и т.д.).
Как показывает практика, чаще всего плановое потребление ресурсов, определяемое без приборов учета (нормативами, расчетно, и т.п.), является завышенным. Поставщики ресурсов прячут в нормативах проблемы своей неэффективности. Регулирующим органам (РЭК, органам местного самоуправления) тоже проще списать на потребителя излишнюю энергию, потому что доказать, что виноваты поставщики, без приборного учета нереально. К тому же, в профессиональной среде не секрет, что раздувая "знаменатель" тарифной формулы (объем отпуска), регуляторы решают свои политические задачи, рапортуя о сдерживании тарифов. Нельзя также забывать, что многие поставщики ресурсов – это муниципальные предприятия, и на жесткие меры по отношению к "своим" власти на местах далеко не всегда готовы.
Принудительная установка приборов учета, диктуемая федеральным законом, взорвет сложившуюся ситуацию. Как только скрытое списание потерь на потребителей не станет подтверждаться устанавливаемыми приборами учета, ситуация с тарифами начнет стремительно обостряться.
Логика проста – при неизменных затратах поставщиков, чем меньше отпуск ресурсов потребителям - тем выше тариф. И чем больше были приписки в нормативах отпуска в "доприборный" период, тем больший рост тарифов будут требовать поставщики ресурсов в условиях падения физических объемов продаж.
Органы регулирования тарифов встанут перед сложным выбором. Рост тарифов всегда ограничен социально-политическими соображениями. Это всегда непопулярная мера. Но знаменатель тарифной формулы (объем) уже невозможно будет искусственно раздувать, чтобы получить красивую картину невысоких тарифов.
Естественная реакция регуляторов – начать искусственно ограничивать числитель тарифной формулы (размер расходов поставщиков). Весьма вероятно, что многие регулирующие органы на первом этапе пойдут именно по этому пути, пытаясь сдержать рост тарифов всеми возможными способами.
Но это путь в тупик. Неэффективность существующих систем ресурсоснабжения - не только вина энергетиков, но и их беда. Беда, доставшаяся по наследству от устаревших технологий, изменившихся нагрузок, хаотичной застройки, десятилетий неплатежей. Выход из ситуации потребует не только больших инвестиций, но и времени. А и того, и другого будет остро не хватать. Игнорируя объективную реальность ради достижения социально-политических целей, можно быстро довести поставщиков ресурсов до банкротства. Понятно, что проблему низкой эффективности это не решит, а только усугубит.
Для общества в целом очень важно, чтобы государство в лице тарифных регуляторов нашло в себе мужество решать проблемы по существу, вне зависимости от политической конъюнктуры. Консервация существующих проблем значительно вреднее, потому что убивает возможности оздоровления коммунального организма. Хочется верить, что предписанные законом жесткие мероприятия по повсеместному внедрению приборного учета ресурсов, при должной их реализации, не дадут возможности для отступления.
Таким образом, органы власти будут вынуждены либо проводить ускоренную модернизацию систем энергоснабжения за счет массированных нетарифных вливаний (например, бюджетных), либо придут к осознанию, что тарифы все-таки должны расти. В одних регионах это поймут быстро, хотя и постараются растянуть процесс на два-три года, чтобы смягчить удар для потребителей. В других регионах, периоды сдерживания тарифов будут сменяться скачкообразным шоковым ростом. Какую-то часть инвестиций, возможно, возьмет на себя бюджет. Но конечный результат, если мы все-таки хотим пользоваться теплом и водой, будет одинаков. Энергия - такой же товар, и ее оплата должна быть адекватной понесенным затратам и запросам на обеспечение надежного и непрерывного энергоснабжения. В противном случае перебои с энергообеспечением неизбежны.
Поставили счетчик - что дальше?
Конечно, с точки зрения потребителя, получается обман. Только установил прибор учета, вроде бы должен платить меньше – как тут же повысили тарифы. Спрашивается, зачем тогда стараться?
Ответ прост. Выигрывает тот, кто эффективнее остальных. Это закон природы. Поэтому те потребители, кто раньше установит приборы учета, еще будут какое-то время пользоваться и преимуществами приборного учета, и еще старыми, заниженными тарифами. Отстающих все равно заставят поставить счетчики, но к тому моменту уже может подойти волна повышения тарифов, связанная с массовым прекращением применения завышенных нормативов. И эффект от установки приборов уже будет гораздо меньше. Самые же упрямые получат и высокие тарифы, и завышенные расчетные объемы потребления (по поводу "стимулирующих" расчетных методов см., например, п.2 ст.13 закона "Об энергосбережении…").
Таким образом, вызванный установкой приборов учета эффект отказа от приписок объемов потребления, будет довольно быстро поглощен ростом тарифов. Но повышенные тарифы положат начало второму этапу – собственно энергосбережению, то есть уже реальному сокращению потребления ресурсов. И опять, выигрывать будет тот, кто эффективнее остальных. Энергосбережение для потребителей превратится в постоянную гонку со временем, при которой, чтобы получить достойный эффект, нужно быть лучше, чем основная масса. И это нормально.
Разумеется, нельзя говорить о том, что все проблемы поставщиков энергоресурсов должны быть переложены на плечи потребителей. Понятно, что рост тарифов не может быть бесконечным, чтобы не вызвать коллапс у потребителей. Энергосбережение у поставщиков – важнейшая задача, и в этой сфере неизбежно должны применяться свои способы довольно жесткого стимулирования. Одним из важнейших стимулов для поставщиков энергоресурсов также может являться грамотная тарифная политика. Но об этом – в другой статье.