« Проблемы ЖКХ очередной раз рассмотрены на заседании президиума Госсовета России »

Как уже сообщалось, 4 октября в Нарьян-Маре прошло заседание президиума Госсовета России, посвященное рассмотрению проблем ЖКХ. Необходимость обсуждения проблем ЖКХ более, чем назрела. Принятая в 1997 г. Указом Президента № 425 Концепция реформирования ЖКХ практически исчерпала себя в 2003 г. Не потому, что принципы, заложенные в Концепцию были реализованы, а потому, что намеченные сроки исполнения мероприятий истекли в 2003 г. Нельзя сказать, что ничего не было сделано, но основной посыл Концепции – перевод отношений в ЖКХ на рыночные условия был исполнен лишь отчасти. Поэтому отрасль сегодня находится между административно-командной и рыночной схемой управления.

Перевести отношения полностью на принципы рыночного ценообразования весьма сложно из-за возможных социальных последствий в связи с очевидным в результате таких новаций обвальным ростом цен на услуги ЖКХ. Бесконечно дотировать предаварийное состояние объектов коммунальной инфраструктуры и значительной части жилого фонда – слишком накладно для бюджета и небезопасно. Поэтому на высшем государственном уровне эти проблемы обсуждаются и принимаются некоторые важные решения.

В своем выступлении Президент России в частности отметил, что отрасль ЖКХ остается по факту дотационной. При этом проводимая деятельность не приносит существенных изменений в состояние инженерной инфраструктуры, износ которой составляет около 60%, а в ряде регионов износ около 80%. Хотя в прошлом году на нужды ЖКХ из различных источников было направлено более триллиона рублей, этих средств не хватило не только на модернизацию, но их оказалось недостаточно даже для обеспечения нормальной эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры. Причина тому в крайне неэффективном использовании средств, а в ряде случаев средства просто разворовываются.

В результате такой работы темпы модернизации крайне низкие, что практически поддерживает критический уровень износа коммуникаций. Президент отметил отсутствие должного контроля за расходование поступающих на цели модернизации средств и то, что руководители регионов практически расписываются в своем бессилии что то в этом плане изменить, хотя рычаги воздействия на ситуацию у них имеются.

Тем не менее, подготовлен проект закона , вводящий ответственность управляющих компаний за нарушение правил предоставления информации об оказываемых услугах. При этом речь идет не только о предоставлении услуг по облуживанию домов, но и о коммунальных услугах, включая информацию о задолженности. Для того, что бы процедуры контроля за деятельностью управляющих компаний стали более оперативными и эффективными, планируется расширить полномочия государственных жилищных инспекций. В то же время со стороны государства будет поддерживаться общественный контроль за деятельностью коммунальных организаций.

При этом важную роль должны играть стандарты деятельности организаций для управляющих компаний.

Процедуры формирования тарифов планируется сделать более прозрачными и публичными. Президент отметил, что интересы привлечения инвестиций в модернизацию ЖКХ требуют реализации ранее заявленных принципов установления долгосрочных тарифов. Это важно для развития такой перспективной формы управления коммунальной инфраструктурой, как концессии. Объектов для концессии много, но практика заключения договоров концессии пока малочисленна. В связи с этим выглядит более, чем странно наличие бесхозных объектов и слишком вялая работа по их выявлению и постановке на учет.

Общая проблема для всех регионов – отсутствие или низкое качество комплексных программ модернизации ЖКХ. Поручение по разработке таких программ уже давалось Президентом, но в ряде регионов это поручение не выполнено.

Отвечая на поставленные Президентом вопросы, Министр регионального развития Басаргин В.Б. отметил:

  1. Стандарты оказания услуг по управлению многоквартирными домами в стадии разработки;
  2. Минрегион планирует выпуск документов, которые обеспечат единые тарифы на услуги по обслуживанию жилфонда на всей территории России;
  3. Новые правила оказания коммунальных услуг исключают появление 13 платежа за коммунальные услуги, который выравнивает финансовое положение коммунальных организаций по результатам года;
  4. Имеются планы увязать размер платежей за коммунальные услуги с их качеством;
  5. В связи с тем, что в настоящее время имеются нарекания на соблюдение платежной дисциплины при расщеплении платежей за коммунальные услуги, планируется ввести деятельность по биллингу в ЖКХ должна быть лицензирована. Минрегион с Центробанком готовят соответствующие предложения;
  6. В России 21 тысяча муниципалитетов, комплексные программы модернизации ЖКХ разработаны в 4 тысячах ОМСУ, программы энергосбережения в 1744 ОМСУ, 70% объема финансирования программ энергосбережения направляется на нужды ЖКХ;
  7. По технологическим сбоям в работе коммунальной инфраструктуры ситуация остается без изменений, т.е. без улучшений;
  8. Затраты на энергию в составе стоимости коммунальных услуг составляет 60%, инвестиционная составляющая не более 11% (инвестиционная составляющая в европейских странах от 25 до 80%);
  9. Принятое политическое решение по сдерживанию роста тарифов оставляет коммунальные предприятия без средств на проведение ремонтов. В случае появления признаков банкротства на коммунальных предприятиях необходимо совместно с Центробанком предусмотреть процедуры введения на них внешней администрации;

В ходе продолжившейся дискуссии присутствующими была неоднократно выражена озабоченность ситуацией, сложившейся с управляющими компаниями. Действующие нормы по ограничению проверок деятельности этих компаний не чаще, чем 1 раз в 3 года, позволяют достаточно комфортно действовать компаниям однодневкам и уводить деньги населения, не предоставляя в замен необходимых услуг. Президент отметил, что нужно проверять УК чаще, но делать это так, что бы давать им возможность работать на жителей, а не на проверки. Имеется предложение организовать деятельность УК по принципам государственно-частного партнерства.

Президент согласился, что необходимо создать комиссию по неплатежам коммунальных организаций и управляющих компаний предприятиям большой энергетики. В настоящее время суммарная задолженность составляет 94 миллиарда рублей, увеличившись за год на 14 миллиардов рублей.

По результатам обсуждения Президент России дал ряд поручений Правительству России:

Правительству Российской Федерации:

а) внести в законодательство Российской Федерации изменения, направленные на усиление государственного жилищного надзора за деятельностью организаций жилищно-коммунального комплекса, оказывающих услуги населению.

Срок – 1 февраля 2012г.;

б) ускорить принятие нормативных правовых актов, направленных на применение механизма «расщепления» платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги между ресурсоснабжающими организациями и организациями, осуществляющими управление жилищным фондом, его эксплуатацию и обслуживание.

Срок – 15 ноября 2011г.;

в) принять меры по недопущению получения гарантирующими поставщиками электрической энергии необоснованных доходов, в том числе за счёт перехода от расчёта средневзвешенных нерегулируемых цен по числу часов использования мощности к расчёту по ценовым категориям.

Срок – 30 декабря 2011г.;

г) обеспечить создание единого информационного ресурса в целях получения доступа к информации в соответствии с действующими стандартами о деятельности организаций коммунального комплекса, в том числе к информации о стоимости услуг, кредиторской задолженности и об установлении тарифов на очередной период регулирования, а также организаций, осуществляющих деятельность в сфере управления многоквартирными жилыми домами.

Срок – 1 марта 2012г.;

д) представить предложения:

по установлению порядка принятия решений, отнесённых законодательством Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме, в случае, если такое собрание не созвано в установленные сроки или его проведение признано несостоявшимся;

по изменению условий софинансирования за счёт средств федерального бюджета региональных программ субъектов Российской Федерации, направленных на развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

Срок – 30 декабря 2011г.;

по переселению граждан из домов, непригодных для проживания и признанных аварийными после 1 января 2010г.;

по выработке механизмов формирования долгосрочных тарифов на товары и услуги ресурсоснабжающих организаций;

по упрощению порядка передачи земельных участков в военных городках в муниципальную собственность.

Срок – 1 марта 2012г.;

е) рассмотреть вопрос о возможности применения социальной нормы на предоставляемые населению жилищно-коммунальные услуги в соответствии с категориями граждан, уровнем их дохода, условиями проживания, категорией жилья, природно-климатическими условиями регионов и другими особенностями проживания.

Срок – 1 марта 2012г.

Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

а) представить предложения по созданию единых расчётных центров по оплате населением жилищно-коммунальных услуг;

б) принять меры, направленные на привлечение крупных инвесторов в жилищно-коммунальную сферу.

Срок – 1 мая 2012г.

Минобороны России

обеспечить предоставление населению, проживающему в военных городках, качественных жилищно-коммунальных услуг.

Срок – 1 ноября 2011г.

Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

а) организовать работу по расширению добровольной сертификации услуг в жилищно-коммунальной сфере;

б) обеспечить проведение мероприятий, направленных на повышение уровня конкуренции на рынке профессионального управления жилищным фондом.

Срок – 1 марта 2012г.

Стенограмма заседания Президиума Госсовета по проблемам ЖКХ

Пользователь

Пароль

ЗакрытьОчистить