В этом разделе приводится информация из официальных источников без изменений и комментариев администрации портала.
Президент РФ Медведев Д.А., Архангельск, президиум Госсовета, 2 июля 2009 г.
Вы знаете, что не так давно по моей инициативе была создана специальная Комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики. И эта Комиссия определила пять приоритетов, которые будут контролироваться непосредственно мною. В числе этих приоритетов – а если хотите, на первом месте среди этих приоритетов – упомянута и энергоэффективность, что является тематикой нашего сегодняшнего мероприятия.
Это направление должно быть системообразующим, вокруг него должны концентрироваться другие направления. Или, если сказать иначе, энергоэффективность должна пронизывать и все остальные приоритеты технологической модернизации.
Повышение энергоэффективности – это большая макроэкономическая задача, и ожидаемый эффект от ее решения зависит не только от сокращения потребления энергоресурсов, но и от запуска новых инновационных процессов, от внедрения передовых технологических решений.
Год назад я подписал Указ о том, что к 2020 году мы должны снизить на 40 процентов энергоемкость российского валового внутреннего продукта. И, кстати сказать, из этого решения вытекает целый ряд других наших решений, которые мы на себя принимаем, в том числе в рамках международного сообщества по климатическим вопросам.
Сегодня мы должны сосредоточиться на абсолютно конкретных задачах, которые должны быть разрешены в абсолютно определенный срок. Но для того чтобы начать работать, нам необходима законодательная база.
Уже принят Федеральный закон "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" в первом чтении Государственной Думой. В его развитие должны быть приняты специальные нормы и правила, должны быть пересмотрены действующие нормативы в строительстве, приняты соответствующие регламенты технологические и система экологических стандартов.
Считаю, что по этому вопросу нам нужно действовать так, как это вытекает из одного из документов по нормативной деятельности, а именно Государственная Дума должна постараться принять этот документ как можно быстрее, и одновременно Правительство должно обеспечить этот документ сопровождением по линии подзаконных актов. Потому что сам по себе этот закон, который вступает в силу, по сути, со следующего года, а часть положений позже должна вступить, он не сможет работать, как и многие наши законы, без мощной подзаконной базы, особенно по такой проблематике, как здесь. Эта работа должна вестись синхронно.
Поручаю Правительству еще раз обратить на это внимание. И, конечно, новая редакция закона, и регламенты, и стандарты должны привести к достижению заданных показателей энергоэффективности. Причем эти показатели должны быть исполнены и к определенному сроку, привязанному к конкретным отраслям, и содержать, по сути, абсолютно конкретные параметры.
Энергоэффективность – настолько злободневная и в то же время тяжелая для нас тема, что практически все направления работы по этой теме следует признать весьма и весьма необходимыми. И что бы мы ни взяли, повсюду у нас очень серьезное отставание.
В какой-то степени, на мой взгляд, этому отставанию способствовали не только наши трудности 90-х годов или даже более раннего периода, но и наше мышление, потому что мы никогда не экономили на энергии. Мы считали себя крутыми и энергетически самодостаточными.
Мы – действительно самая крупная энергетическая страна. Но это не значит, что мы должны жечь наши энергозапасы без всякого ума. Еще много лет назад было сказано, что делать с отдельными энергетическими продуктами и почему нельзя топить нефтью. Но мы, к сожалению, продолжаем топить нефтью, в прямом и в переносном смысле этого слова обогревая нашу планету.
Поэтому нам нужно двигаться по всем направлениям, но одно направление хотел бы отдельно подчеркнуть: это жилищно-коммунальное хозяйство. Все губернаторы, здесь присутствующие, отлично знают, какова ситуация с энергоэффективностью в жилищно-коммунальном хозяйстве, – безобразная. И наши здания, сооружения и коммунальная инфраструктура в целом – это такая "черная дыра", где бесследно исчезают огромные энергетические ресурсы.
Потери в системе теплоснабжения доходят до 60 процентов и даже больше на самом деле. Электрические сети, которые используют у нас, тоже весьма и весьма устаревшие. Они в результате использования также устаревших осветительных приборов зачастую съедают просто гигантские объемы.
В конечном счете все это бьет не только по муниципальным и региональным бюджетам, но и по кошельку отдельных граждан, а те социальные компенсации, которые мы вынуждены выплачивать гражданам, в итоге ложатся и на бюджеты всех уровней. Поэтому можно признать, что самая дорогая и самая неэффективная энергетика у нас – в ЖКХ.
Мы смотрим на то, как развиваются другие страны. Уже, вы знаете отлично, проектируются специальные здания с нулевым энергопотреблением, где достигнут баланс между энергопотреблением и энергоотдачей. В интересах любого собственника переоборудовать объекты в соответствии с требованиями энергоснабжения и, естественно, конструировать и строить новые объекты уже на принципиально иной технологической базе.
Но пока наши собственники этим заниматься либо не могут, либо не хотят. Энергоэффективностью только-только начинали заниматься в предкризисный период. А сейчас из-за дефицита финансов, естественно, такая работа у многих остановилась. Но думаю, что вполне будет корректной такая постановка вопроса, когда антикризисная помощь нашему реальному сектору, нашим промышленным предприятиям будет оказываться только в случае, если у них есть свой план по снижению энергетических издержек. Иначе мы будем и дальше поощрять бесхозяйственность.
Не менее энергорасточительной сферой являются наши бюджетные организации. Государство, которое, продвигая политику энергосбережения, много говорит на эту тему, должно начинать с самих себя, с организаций, которые находятся в государственной же собственности, и с бюджетных учреждений в том числе. Здесь тоже потенциал огромен. Нужны жесткие показатели, жесткие нормативы работы и надо обеспечить действенный контроль за их исполнением. При этом для реального повышения уровня энергоэффективности нужно использовать и вполне зримые материальные стимулы.
Решая проблемы сегодняшнего дня, мы, конечно, должны думать и о будущем, и о том, какого рода энергоресурсы в конечном счете станут основой энергетики будущего. Сейчас, конечно, для нас это как будто бы задача не сегодняшнего дня и даже не завтрашнего, но надо понимать, как воспринимаются альтернативные источники. Надо заниматься этими альтернативными источниками, потому что рано или поздно в своих сегментах они заместят действующие традиционные углеводороды, как бы печально для нас это ни выглядело.
Мы уже сейчас, будучи самым крупным государством, производящим углеводородную энергетику, должны думать о том, что будет завтра и послезавтра. Понятно, что это не произойдет одномоментно. Но мы с вами знаем из истории: практически один, а то и два раза за сто лет происходит энергетическая революция – нефть, газ, электроэнергия, ядерная энергетика. Можно не сомневаться в том, что эта самая цель создания водородного топлива, которое будет эффективным, будет достигнута. Тратят на это миллиарды долларов только ради того, чтобы нашу нефть и газ не покупать. И поэтому мы должны тоже соответствовать этому вызову.
Повышение энергоэффективности – это большая макроэкономическая задача, и ожидаемый эффект от ее решения зависит не только от сокращения потребления энергоресурсов, но и от запуска новых инновационных процессов, от внедрения передовых технологических решений. Конечно, всем мы этим будем заниматься. Поэтому мы должны создать все необходимые условия для того, чтобы наш бизнес занимался проблемами энергоэффективности: нормативными условиями подтолкнуть его к этому, простимулировать материально, а также под угрозой санкций. И то, и другое необходимо, иначе ничего не сдвинется с места. Думаю, что тема нашего заседания президиума Госсовета абсолютно актуальна. И в развитие того, что я сказал, предлагаю высказаться другим коллегам, здесь присутствующим.
***
Д.МЕДВЕДЕВ: Спасибо, Илья Филиппович (Михальчук, глава администрации Архангельской области).
Я две вещи только скажу, коротко совсем.
К 2020 году мы должны снизить на 40 процентов энергоемкость российского валового внутреннего продукта.
Вы сказали, что нужно сделать этот закон законом прямого действия. Ну, конечно, нам всем эта идея очень импонирует. Мы все считаем, что законы должны по большей своей части действовать непосредственно. Но, откровенно говоря, применительно к этому закону у меня есть определенные сомнения по поводу того, что мы сможем, скажем, этот закон превратить в какой-то кодекс, который будет покрывать все вопросы. Я имею в виду, скажем, технические регламенты и экологические – мы же их туда не сможем влить. Поэтому нам все равно, несмотря на то что он, конечно, должен действовать непосредственно, нужно подготовить подзаконную нормативную базу, иначе дело не пойдет, это мы все равно должны понимать, даже при желании создать документ прямого действия.
И Вы про премию по энергоэффективности сказали. Я в целом, в общем, "за". Хотел бы напомнить, что у нас есть еще премия "Глобальная энергия", немаленькая, которую мы даем разным людям. У меня такое ощущение, что через какое-то время у нас уже реестр этих получателей премий может иссякнуть, потому что она большая и, так сказать, за большие проекты дается. Я считаю, что нам нужно было бы обратить внимание и на вопросы энергоэффективности при принятии решения о присвоении этой премии.
***
Д.МЕДВЕДЕВ: Спасибо, Игорь Иванович (Сечин).
Я, во-первых, хотел бы поддержать идею о том, что мы должны выработать целостную систему управления процессами по созданию современной системы энергосбережения. Такая система – это дело, конечно, сложное, тем не менее у нас есть уже структуры, которые этим занимаются, поэтому я предлагаю выстроить работу следующим образом. С учетом того, что энергоэффективность входит в число приоритетных тем той комиссии, которую возглавляет Президент, соответственно, я думаю, что мы должны исходить из того, что будет рабочая группа по этим вопросам при этой комиссии, а также комиссии по топливно-энергетическому комплексу со своей компетенцией, которая тоже этими вопросами будет заниматься.
Задачи эти очень нелегкие, некоторые из них потребуют от нас достаточно жестких решений, а также исполнения ряда очень сложных и жестких рекомендаций. Только что был сделан доклад, обратите внимание на то, что в ряде случаев нам придется просто вводить запреты на ту или иную деятельность. Например, запрет на оборот ламп накаливания. Это революционная штука – организовать систему контроля за оборотом ламп накаливания. Сейчас это кажется вроде бы довольно сложным моментом, но тем не менее все присутствующие здесь: и руководители регионов, и руководители крупных промышленных предприятий, которые здесь присутствуют, – должны будут исходить из того, что все эти требования попадут в стандарты, и за их нарушение должна будет наступать ответственность, материальная ответственность. Это так, один из возможных примеров того, что нам предстоит делать.
***
Д.МЕДВЕДЕВ: Спасибо, Эльвира Сахипзадовна (Набиуллина).
Только с одной маленькой корректировкой печальной: не "мы отстанем", а мы уже очень и очень отстали. Только сейчас у нас еще есть шансы наверстать это отставание, а впоследствии наше отставание может приобрести уже характер невосполнимого.