« Энергоэффективность. Техническое регулирование. Часть 2. Законодательство России и стран Таможенного союза »

Первые шаги России в области рационального ресурсопользования были сделаны в 1996 году с принятием Федерального закона № 28ФЗ «Об энергосбережении», который, однако, имел декларативный характер и на практике так и не заработал.

В 2009 году был принят новый Федеральный закон № 261ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности…» и План мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, установившие конкретные задачи и цели, направленные на достижение поставленного Президентом показателя — снижение энергоемкости национальной экономики на 40% к 2020 году.

При этом законодательством России установлен принцип гармонизации национальных требований к энергоэффективности энергопотребляющей продукции с европейскими. В соответствии с установленным принципом и для скорейшего решения поставленных задач для России важное значение имеет опыт, накопленный развитыми странами.

Регулирование энергетической эффективности является важнейшей задачей и для Таможенного союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан. Таким образом, необходима гармонизация российских требований энергоэффективности не только с требованиями европейских стран, но с требованиями стран-членов Таможенного союза.

 

Техрегулирование и энергоэффективность. Российское законодательство

В июне 2008 года был издан Указ Президента Российской Федерации № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики», который стал определяющим документом для проведения мероприятий в области энергетической эффективности и энергосбережения.

Во исполнение Указа Президента в России началось формирование нормативно-правовой базы в этой области.

Пирамида законодательства техрегулир в РФ

Иерархия нормативной правовой базы России в области энергетической эффективности.

Принципы политики энергосбережения и энергетической эффективности в России сформированы в Федеральном законе № 261_ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности…». В нем отражены все основные законодательные инициативы, необходимые для успешной реализации политики энергосбережения в России:

  • приоритет эффективного использования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР);
  • осуществление энергетических обследований потребителей ТЭР;
  • обязательность контроля и учета энергоресурсов (как юридическими, так и физическими лицами) и др.

Развитие нормативной правовой базы для реализации данного закона предусмотрено Планом мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, направленных на реализацию Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…», утвержденным Постановлением Правительства от 1.12.2009 г. № 1830р (далее — План мероприятий по энергетической эффективности).

В целях реализации ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности…» и Плана мероприятий по энергетической эффективности принят ряд подзаконных актов и законодательных актов органов исполнительной власти, в том числе:

  • Постановление Правительства от 31.12.2009 г. № 1221 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд»;
  • Постановление Правительства от 31.12.2009 г. № 1222 «О видах и характеристиках товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, и принципах правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара»;
  • Постановление Правительства от 31.12.2009 г. № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»;
  • Приказ Минпромторга от 29.04.2010 г. № 357 (в редакции Приказа Минпромторга РФ от 7.09.2010 г. № 767) «Об утверждении Правил определения производителями и импортерами класса энергетической эффективности товара и иной информации о его энергетической эффективности…».

 

В настоящий момент действует около 20 постановлений Правительства и более 15 правовых нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности…» Постановлением Правительства № 1222 был установлен перечень видов товаров, на которые распространяется требование о содержании информации о классе энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, а Приказом Минпромторга от 29.04.2010 г. № 357 (в редакции Приказа Минпромторга РФ от 7.09.2010 г. № 767) были утверждены правила определения производителями и импортерами класса энергетической эффективности товара и иной информации о его энергетической эффективности, гармонизированные с положениями Директив ЕС.

В то же время следует отметить, что в Постановлении Правительства № 1222 включены виды продукции, которые в настоящее время не подлежат маркировке энергоэффективности в ЕС, что может привести к некоторым проблемам. Необходимость определения параметров энергоэффективности, отличных от принятой в ЕС практики, может привести к существенному росту издержек изготовителей, связанных с необходимостью получения альтернативных европейским параметров энергоэффективности при физической невозможности своевременно обеспечить всю вводимую в оборот продукцию необходимой информацией.

Для решения вопросов повышения энергетической эффективности в Российской Федерации применены механизмы технического регулирования, а именно внесены изменения в Федеральный закон «О техническом регулировании», а именно:

  • «Технические регламенты принимаются в целях… обеспечения энергетической эффективности»;
  • «Технический регламент должен содержать требования энергетической эффективности».

 

При анализе действующих Технических регламентов было выявлено, что 8 из них содержат требования к энергетической эффективности. Меры, определенные ФЗ «О энергосбережении и повышении энергетической эффективности…» и «О техническом регулировании», могут быть реализованы с помощью национальных стандартов. При этом использование национальных стандартов, гармонизированных с международными стандартами, предоставляет следующие преимущества:

 

  • установление единой терминологии и физических величин;
  • кодификацию лучшей практики и системы менеджмента;
  • накопление необходимых инженерных практик;
  • разработку единых методов испытаний, измерений и учета;
  • продвижение практики управления энергосбережением;
  • поддержку научного взаимодействия и гармонизации общей политики;
  • помощь в повышении информированности и компетентности потребителей и пользователей.

 

Применение современных международных стандартов в качестве национальных также позволит наиболее быстро внедрить имеющиеся современные достижения науки, техники и технологий в области энергетической эффективности.

В последнее время работы по техниче скому регулированию и стандартизации в области энергетической эффективности активизированы. В июне 2009 года был создан специализированный Технический комитет № 039 «Энергосбережение, энергетическая эффективность, энергоменеджмент». За непродолжительное время своего существования ТК стал активным участником сферы регулирования энергетической эффективности российской экономики.

К настоящему времени специалисты ТК 039:

  • участвовали в формировании среднесрочной Программы развития национальных стандартов в области энергоэффективности и энергосбережения;

Структура стандартов э-эф

 

 

  • участвуют в разработке проектов стандартов, входящих в Программу;
  • подготовили и опубликовали информационный Каталог нормативных актов в области энергосбережения и энергетической эффективности;
  • участвуют в разработке нормативных правовых актов Федеральных органов исполнительной власти;
  • участвуют в разработке международного стандарта ИСО 50001 «Системы энерго менеджмента. Требования и руководство по использованию».

 

В июне 2010 года был создан Технический комитет в области возобновляемых источников энергии — ТК 330 «Процессы, оборудование и энергетические системы на основе возобновляемых источников энергии». Деятельность ТК сосредоточена на следующих видах ВИЭ:

  • гидроэнергетика;
  • ветроэнергетика;
  • солнечная энергетика;
  • приливная энергетика, энергетика на основе морских течений и волн;
  • геотермальная энергетика;
  • многофункциональные энерготехнологические комплексы.

 

Благодаря деятельности указанных ТК будет значительно пополнен фонд национальных стандартов в области энергетической эффективности и возобновляемых источников энергии. В соответствии со среднесрочной Программой развития национальных стандартов в области энергоэффективности и энергосбережения в 2009 году была начата разработка 242 проектов национальных стандартов. В 2010 году были разработаны их окончательные редакции. В 2011 году планируется утверждение указанных стандартов.

ТК 330 заявил в План стандартизации на 2011 год 32 темы по разработке национальных стандартов.

структура стандартов ВИЭ

 

Однако ФЗ «Об энергосбережении и энергетической эффективности» не использует применения методов стандартизации в целях его реализации. Это к сожалению не соответствует зарекомендовавшей себя практике управления энергоэффективностью в ЕС, что снижает действенность российского законодательства в сфере энергоэффективности.

О регулировании энергетической эффективности в Таможенном союзе Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан

В Таможенном союзе разрабатывается Технический регламент «О требованиях энергетической эффективности бытовых, иных энергопотребляющих устройств и их маркировки». При введении данного регламента в действие, согласно Соглашению от 18 ноября 2010 года «О единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации», «на территориях

Сторон соответствующие обязательные требования, установленные законодательствами Сторон, не применяются». Таким образом, вступление регламента в силу отменит все внутренние законодательные акты Российской Федерации в области энергетической эффективности электробытовых и иных энергопотребляющих устройств.

Разрабатывается данный регламент российской стороной на основе приказа Минпромторга России от 29.04.2010 г. № 357 «Об утверждении Правил определения производителями и импортерами класса энергетической эффективности товара и иной информации о его энергетической эффективности». Учитывая замечания белорусской и казахской сторон, концепция регламента может быть изменена.

 

Однако, что важно, согласно Соглашению Таможенного союза от 18 ноября 2010 года «О единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации», для целей оценки и подтверждения соответствия продукции требованиям Технических регламентов Комиссией будут утверждаться перечни стандартов. Таким образом, вступление в силу Технического регламента нивелирует отсутствие требований к использованию методов стандартизации в регулировании энергетической эффективности в Федеральном законе «Об энергосбережении и энергетической эффективности».

Перед Россией стоит амбициозная задача — снижение энергоемкости национальной экономики на 40% к 2020 году. Для ее выполнения необходимо создание достаточной законодательной базы, обеспечивающей условия повышения энергетической эффективности экономики страны.

При этом следует обеспечить гармонизацию российских требований к параметрам энергетической эффективности с передовыми требованиями европейских стран и требованиями стран — участниц Таможенного Союза:

  • требования к энергоэффективности должны быть установлены с учетом особенностей национальной экономики и промышленности и быть выполнимыми для отечественных производителей энергопотребляющей продукции.
  • необходимо использовать накопленный передовой опыт Европейского союза, особенно учитывая тот факт, что страны-члены ЕС являются крупнейшими торговыми партнерами России, а товарооборот Россия — ЕС непрерывно растет.

 

Россия идет по пути гармонизации законодательства в области энергоэффективности с европейским. Однако на настоящий момент такая политика реализована не в полной мере. Примерами тому могут служить различия в перечнях продукции, подлежащей маркированию этикеткой энергетической эффективности, неопределенность роли стандартизации в повышении энергоэффективности и отсутствие требований к экологически-ориентированному проектированию продукции в российском законодательстве.

В то же время, в ЕС активно применяются методы экодизайна. Экодизайн — одно из самых перспективных направлений на пути реализации политики энергоэффективности. Это связано с тем, что требования экодизайна гораздо шире требований энергетической эффективности и позволяют не только обеспечивать высокий уровень энергосбережения, но и регулировать другие аспекты рационального использования ресурсов и влияния деятельности человека на окружающую среду.

Таким образом, для практического осуществления Указа Президента РФ от 4.07.2008 г. № 899 и других решений, принятых на высшем уровне, требуется создание не только достаточной законодательной, но и нормативно-технической базы в области энергоэффективности. Для этого необходимо проведение работ по техническому регулированию и стандартизации энергоэффективности, что обеспечит такие преимущества, как разработку реальных технических решений в области энергосбережения и энергоменеджмента, а также содействие внедрению новых, энергетически эффективных и экологически безопасных технологий.

Пользователь

Пароль

ЗакрытьОчистить