« Алексей Преснов. Об актуальных проблемах энергетической инфраструктуры. »

Госсовет по проблемам ЖКХ, состоявшийся 31 мая 2013 года в Кремле, на самом деле именно этими вопросами и занимался, хотя прямо там говорилось лишь о ЖКХ и его месте в наших приоритетах. Как выяснилось по итогам обсуждения, оно хотя и важное, но все же не ГЛОНАСС, и уж тем более не среднее образование. Однако в на редкость содержательных выступлениях губернаторов, в частности, Светланы Орловой из Владимирской области и особенно Валерия Шанцева из Нижегородской, был дан неутешительный диагноз сегодняшнего положения вещей в отрасли. 

Суть его в том, что уже много лет мы пытаемся усидеть на двух «стульях» – жесткого административного контроля цен и тарифов в ЖКХ с целью сохранения социального спокойствия, с одной стороны, и попыток рыночного реформирования этой и смежных с ней отраслей экономики – электроэнергетики и теплоснабжения, с другой. В результате мы стараемся, но по-прежнему не можем найти решение одного уравнения с двумя неизвестными. 

Как известно еще из школьной математики, такое уравнение не решаемо в принципе: для этого нужно еще одно равенство, а в нашем случае – четкое понимание того, что частные инвестиции придут в эти отрасли только при условии их окупаемости через адекватную государственную тарифную и финансовую политику, и никак иначе. 

Совершенно ясно, что это предполагает рост сегодняшних тарифов, поскольку, как правило, они искусственно занижаются, о чем и говорили губернаторы. Государство при этом должно заниматься и социальной защитой тех, кому такая тарифная нагрузка не по плечу. Если таковых набирается критически много, то государство полностью берет на себя обеспечение населения и/или остальной экономики энергоресурсами по фиксированным низким тарифам, тотально субсидируя эту деятельность за счет других источников доходов. Так было у нас в течение многих лет. 

Проблема состоит в том, что в рыночной экономике такая система почти не работает или работает очень плохо и, в конце концов, ведет к деградации инфраструктуры, что мы сейчас и наблюдаем. В то же время, если у значительного числа граждан, бизнесов и организаций имеется возможность выдерживать рыночные изменения в динамике цен и тарифов, то у государства в этой сфере появляется возможность маневра. Оно может вести сбалансированную тарифную политику, позволяющую позитивно развиваться важным инфраструктурным отраслям и, в то же время, следить за тем, чтобы рост цен и тарифов не перегружал экономику. 

Сегодня именно эта модель и принята за основу государственной политики в этой сфере. Однако сказать, что она реализуется успешно, нельзя. Очевидно, что проблема состоит в том, что на протяжении ряда лет не удается поддерживать необходимый баланс между ростом цен и тарифов, обеспечивающим развитие отраслей, и возможностями населения и бизнеса их своевременно оплачивать. С одной стороны, наши тарифы все еще значительно ниже экономически обоснованных и аналогичных в других странах со схожей структурой экономики и потребления, а с другой – совокупные платежи за энергоресурсы уже нередко превышают платежи наших экономически более развитых соседей и конкурентов. 

Правительство говорит, что проблема в крайней неэффективности наших энергетики и ЖКХ, и требует от владельцев инфраструктуры ее коренной модернизации, даже выделяя на эти цели какие-то, правда, совсем недостаточные деньги. Но собственники инфраструктуры сегодня также не имеют для этого достаточных средств и, в свою очередь, требуют от правительства вначале повысить тарифы и цены, а главное, дать гарантии в том, что они будут расти, чтобы инвестиции в модернизацию были окупаемы. Получается замкнутый круг. 

Выход, однако, на наш взгляд, состоит в том, что на переходном этапе государство само должно стимулировать всех участников цепочки производства, распределения и потребления энергоресурсов к энергоэффективному поведению и модернизации соответствующей инфраструктуры. 

Такое стимулирование может включать в себя создание так называемых субсидируемых рынков, особенно в теплоснабжении и водоснабжении, когда субсидии на покрытие текущих убытков от необоснованных тарифных решений выдаются субъектам таких рынков по определенным алгоритмам и правилам в зависимости от степени их участия в повышении энергоэффективности инфраструктуры. Именно таким путем возможно решить нерешаемую, на первый взгляд, задачу финансирования ЖКХ на сумму около 9 трлн рублей, при том, что государство готово выделять на эти цели не более 100 млрд рублей. 

Разница в предлагаемых подходах заключается в том, что при организации субсидируемых рынков в теплоснабжении и ЖКХ государство в основном финансирует из бюджета не сами мероприятия по модернизации инфраструктуры, как это происходит сегодня, а убытки, возникающие у ресурсоснабжающих организаций при поставках тепла и воды (а иногда и электроэнергии) ввиду принимаемых необоснованных тарифных решений, связанных с социально-политическими ограничениями (пресловутые 6% и т.п.). 

При этом государство через определенную систему правил и нормативов на субсидируемых рынках заставляет ресурсоснабжающие организации заниматься модернизацией, обеспечивая возвратность вложенных собственных и привлеченных средств за счет установления долгосрочных, прозрачных и незыблемых правил игры. Само субсидирование со стороны государства может осуществляться как в денежной форме, так и в форме различных производных финансовых инструментов, таких как облигации, гарантии и т.п., что снижает единовременную нагрузку на бюджет и дает возможность финансового маневра на таких рынках. 

Результатом функционирования субсидируемых рынков тепло- и водоснабжения должна быть коренная модернизация соответствующей инфраструктуры и достижение ею среднемировых показателей по энергоэффективности, что обеспечит снижение темпов роста тарифов и цен в ЖКХ. В свою очередь это позволит все большему числу граждан и бизнесов оплачивать потребленные ресурсы и услуги своевременно и в полном объеме, вытесняя на обочину проблему неплатежей в ЖКХ, объем которых оценивается в 750 млрд рублей, что, на наш взгляд, тоже является слишком оптимистичной цифрой. 

Снижение и последующее прекращение генерации убытков на рынках ЖКХ и тепловодоснабжения прекратит рост неплатежей в электроэнергетике, часто также превращающихся в конечном счете в убытки. Это, в свою очередь, благотворно повлияет на общую динамику цен и тарифов в этой важнейшей отрасли, поскольку именно неплатежи, в значительной мере, являются драйверами их роста. Улучшение качества инфраструктуры позволит более активно проводить политику снижения перекрестки в электроэнергетике, поскольку население воспринимает уровень тарифов на электроэнергию в неразрывной связи с общим уровнем платежей за услуги ЖКХ и сегодня считает его необоснованно высоким по отношению к качеству услуг. И это не общие благие пожелания. 

В отдельных регионах, как, например, в Мурманской области, с участием специалистов «Агентства энергетического анализа» еще в 2012 году была разработана концепция повышения эффективности теплоснабжения региона, базирующаяся на применении механизмов субсидируемого рынка. К сожалению, она до сих пор так и осталась нереализованной, несмотря на огромные и усугубляющиеся проблемы в сфере ЖКХ в этом заполярном регионе. Вышеперечисленные подходы в совокупности позволят, наконец, начать решать наболевшие проблемы, а не только бесконечно говорить о них. 

Выступление губернатора Шанцева на Госсовете, представителя старой хозяйственной гвардии и опытнейшего чиновника, не побоявшегося вступить в спор с первым лицом государства, дает надежду на то, что проблема назрела и перезрела настолько, что «верхи» уже «не могут» ее не решать, в то время как «низы» уже «не хотят» и не будут жить так, как прежде – на обломках разваливающегося советского ЖКХ и такого же полуразрушенного тепло- и водоснабжения. Дело за малым. Перестать говорить об этом и начать работать. Пока еще не поздно. 

Алексей Преснов 
Управляющий партнер компании «Агентство энергетического анализа». В 1984 году окончил электроэнергетический факультет МЭИ, кафедру Техники высоких напряжений. Работал в Колэнерго (Мурманская область) на различных инженерных должностях. С 1990 по 2003 годы работал в различных коммерческих структурах. 

В 2004 году занимал должность главного инженера Мурманского морского рыбного порта. В 2005 году вернулся в энергетику, занимался реструктуризацией электроэнергетических активов в коммунальной энергетике. В 2006-2011 годах создавал, а затем работал в энергосбытовом бизнесе Мурманской области. 

С 2008 года руководил группой компаний «КРЭС Альянс», занимался стратегическим управлением энергосбытового бизнеса и энергетическим консалтингом, в том числе международным. В частности, в «КРЭС Альянс» на протяжении ряда лет организовывал международные энергетические конференции в городе Саариселка, Финляндия. В 2011-2012 годах руководил разработкой Концепции повышения эффективности теплоснабжения Мурманской области. 

Агентство энергетического анализа Компания «Агентство энергетического анализа» (АЭА) создана в 2012 году Алексеем Пресновым и Василием Киселевым. Также учредителем является Научно-технический инженерный центр МРС-Энерго при Московском энергетическом институте. «АЭА» создано с целью привлечения ведущих специалистов отрасли, включая имеющийся и невостребованный в полной мере потенциал профессорско- преподавательского состава МЭИ, для решения стратегических задач реформы в энергетике, теплоснабжении и ЖКХ, а также сопутствующих прикладных задач (энергосбережение, энергоэффективность, новые технологии) 

В 2012 году «АЭА» подготовлен цикл статей, посвященных всем аспектам реформы энергетики и ЖКХ. В планах «АЭА» – экспертная работа по проблематике энергетики, привлечение международных инвестиций и технологий, в частности, скандинавских, в проблемные зоны теплоснабжения и электроэнергетики.

Пользователь

Пароль

ЗакрытьОчистить